3 декабря 2024, вторник04:20

Общество

Формула успеха Михаила Гриба

18 декабря 2014, 12:19

Михаил Иванович Гриб – один из шести детей ольшанского фермера Ивана Васильевича Гриба, главы фермерского хозяйства «Ольшаны». Свой бизнес начинал под руководством отца. Его рабочий день начинается с восходом солнца и заканчивается поздно вечером. Зачастую трудовая неделя длится семь дней. Зима – как раз то время, когда лучше всего планировать те дела, которые можно начинать […]

Михаил Иванович Гриб – один из шести детей ольшанского фермера Ивана Васильевича Гриба, главы фермерского хозяйства «Ольшаны». Свой бизнес начинал под руководством отца. Его рабочий день начинается с восходом солнца и заканчивается поздно вечером. Зачастую трудовая неделя длится семь дней. Зима – как раз то время, когда лучше всего планировать те дела, которые можно начинать с наступлением тепла.

СПРАВКА “МП”

Михаил зарегистрировал собственное фермерское хозяйство в 25-летнем возрасте, в 2002 году. Выращивает капусту, морковь, картофель, а преимущество отдаёт яблоневым садам. Женат, имеет троих сыновей.

Так вот какое оно, фермерское подворье

По приезду на территорию фермерского хозяйства «Полесье-ГМИ» главу хозяйства, Михаила Ивановича, сразу застать не удалось: меня встретил его помощник, который на ближайшие полтора часа стал гидом по садам молодого Гриба. «У фермера работать хорошо. С восьми утра и до пяти вечера я на фермерстве, есть выходной, – делится молодой городчук в конце «экскурсии», возвращаясь к центральному входу. – И отношение хозяина, и зарплата меня устраивает. Только трудись, не пей, не прогуливай – и всё будет хорошо».

Вот такой урожай собирают осенью в садах Михаила Гриба

  

Сады Михаила Гриба впечатляют огромной площадью, множеством подовых деревьев. Они занимают порядка 34 гектаров земли. Практически все, за исключением небольшого сада в Лисовичах, расположены здесь же, неподалёку от Давид-Городка.  В одном пролёте (ряду) растёт 500 деревьев, а количество рядов – не сосчитать.

Если на одном гектаре у фермера растёт 2.500 деревьев, то во всех садах насчитывается около 85.000 яблонь

 

Ко всем яблоням подведён капельный полив: достаточно включить мотор и система сама польёт деревья. Это очень удобно и не требует много работников. По другую сторону мелиоративного канала – сад отца фермера – Ивана Васильевича.

Растёт молодой сад

 

Где-то в окружении садов есть сажалка, в которой фермер разводит карпов. На центральной площадке хозяйства, где находятся гаражи и стоит техника, рабочие строят хранилище для яблок и овощей. Подобного этому хранилищу в районе ещё нет. Делают его из металлического цинка, материалы специально закуплены в Польше. Уже готов каркас здания. Высота стены строящегося хранилища – 9м, высота центральной его части – 11,5м. Вместимость – до 1.500 тонн, а это значит, что более 2.000 контейнеров с яблоками и капустой легко в него поместятся.

Чуть более 2.000 ящиков надо сделать для нового хранилища

 

Во двор заезжает фура, гружёная стройматериалами для изготовления ящиков в хранилище. С водительской стороны открывается дверь, и из машины выскакивает на землю Михаил Гриб. Невысокого роста, худощавый, светловолосый, в рубашке и брюках, в начищенных ботинках. «Задержка вышла, когда стройматериалы грузили. Рабочих не было, так самому пришлось много делать. Вот и опоздал, – оправдывается фермер и тут же интересуется. – Как сады? Уже посмотрели? С вертолёта глядишь на них – красота, да и только! Как-то летом позвал меня сын к компьютеру и говорит: «Папа, а спутник показывает, что у нас всё ещё парники здесь стоят». (Авт. – фермер смеётся) Вот так: у нас сады четвёртый год растут, а спутник ещё не обновили».

 

Михаил Гриб каждый день работает в саду с раннего утра и до позднего вечера. «С восьми утра и до шести утра нового дня может продолжаться мой рабочий день, особенно в то время, когда сады кропить надо. С ног валился, жил здесь, не помню, как и спать ложился. Было, запили люди, и я сам всё делал. Теперь легче: есть два тракториста». 

 

Почему именно яблоки?

 

Фермерское хозяйство «Полесье-ГМИ» зарегистрировано в 2002 году. Поначалу его глава занимался выращиванием овощей, в последние годы упор делает на садоводство. «Стараюсь сажать всего понемногу. Мы ведь целиком зависим. Всё, что Бог даст, то и будет, – рассказывает фермер. – В моём хозяйстве выращивается три гектара грунтовых помидор, около десяти гектаров капусты, по два гектара картофеля и моркови, яблонями занято порядка тридцати четырёх гектаров. Кстати, садоводством занялся из-за того, что из-за бюрократических проволочек невозможно было нанимать рабочих для работы в теплицах. Сам не справлялся. А на сады людей много не надо. Да и сам могу очень многое в саду успевать, – объясняет фермер. – На обрезке в прошлом году только четыре человека задействованы были. Сейчас у меня одиннадцать человек постоянных работников. Трудятся они девять часов с перерывом на обед. Оклад –  три с половиной миллиона рублей».

Идея заниматься именно садоводством у Михаила появилась не сразу. «Как? Да просто. Интересовался, что пользуется спросом, что более-менее проще выращивать, – рассказывает фермер. – Например, голубику, пока вырастет, долго ждать. За помидором и огурцом надо немало ухода. Яблоко хорошо тем, что рабочие практически не требуются.  В основном, только на уборку люди нужны. Зимой по возможности обрезку сада делаю сам».

 

Без планирования что-либо толковое не сделаешь, а тем более фермерское хозяйство не создашь. Чтобы заняться яблоками подробный маркетинговый план Михаил Гриб специально не разрабатывал, хотя многое планировал, делал определённые расчёты. «У моих родителей были фуры, при помощи которых наша семья занималась перевозкой товаров из Молдавии в Беларусь, в Россию. Из Польши в Россию перевозили, в том числе, и яблоки. Вот так мой отец с братом, а после я и мои братья, их сыновья, смотрели, как люди за границей занимаются фермерством и как это у них хорошо получается, – рассказывает Михаил Гриб. – Вот и перенимали опыт, узнавали, как там бизнес идёт. Первым в Ольшанах заниматься фермерством начал отец».

Земли свободной вблизи Ольшан, чтобы выращивать на ней что-либо, у молодого фермера не было. Первый свой сад Михаил посадил под Лисовичами: «Собрал в сезон там семь тонн яблок зимних сортов. Сейчас он мне и не надо. Теперь здесь всё есть. Единственное, что тот сад детям для начала, как подрастут, передам». 

Эти столбы и натянутая между ними проволока служат для защиты деревьев от ветра

 

Хорошая яблоня – залог отличного урожая

 

«Мой младший брат Николай в садоводстве очень хорошо разбирается. Он с отцом часто ездит в Польшу на выставки, привозит оттуда литературу, читает много, учится сам и меня учит, – рассказывает о том, как добывает знания о садоводстве Михаил. – Моему саду уж как  четыре года будет». 

Саженцы яблонь фермер поначалу покупал за границей, в основном, в Польше. Теперь их выращивает здесь. За одну яблоневую почку платил половину американского цента. Плюс один год должна расти дичка. Перед прививкой крону молодой дички надо срезать, после чего останется только стволик. Осенью почку прививают к дичке, и она обязательно должна приняться: почки должны распуститься. Для прививки подвой (срез ствола) надо на 2-3см расколоть ножом, вставив его посередине. В расщеп вставить клин черенка-привоя. Затем они заматываются при помощи специальной тонкой плёнки. В качестве её также можно использовать обыкновенную полиэтиленовую плёнку либо сантехническую ленту. Верхний срез привоя (над почкой) надо замазать садовым варом, чтобы черенок не засох. Прививка закончена.

«Эту работу у нас в основном ольшанские девчата выполняют, – говорит Михаил Гриб. – Их очень легко обучать, чем, например, городских, так как ольшанские девушки с детства погружены в работу». Потом всё растёт ещё год. После всего можно и пересаживать дерево. Бывало и такое, что саженцы росли и два года.

«Корневая система в яблонях здесь верховая. Дождливая погода и сильный ветер выворачивают деревья. Чтобы этого не происходило, устанавливаем в начале и в конце ряда под наклоном столбы, натягиваем проволоку и привязываем каждый ствол специальной резинкой. Яблоня растёт, ствол становится шире – резинка растягивается и никоим образом не препятствует росту растения. Такую резинку производят в Гродно», – добавляет Михаил.

Резинка не препятствует росту дерева

 

В этом сезоне яблок ранних и ранне-средних сортов (например, «Слава Победителя») собрали порядка 40 тонн, вместе с поздними сортами («Лигол», «Айдарет») получается около 110 тонн. Всего у фермера растут яблони десяти сортов: пять сортов в молодом саду, ещё пять в саду около центрального двора. Михаил Гриб говорит, что ему больше по душе сорт «Слава Победителям»: нравится, как растут эти яблони, да и по вкусу довольно хороши.

 

Уход за садом

 

Из болезней яблонь самая неприятная – порша. На яблоке её можно определить по коричневому пятну. Отец Михаила, Иван Гриб, в своём саду планирует установить специальную лабораторию для борьбы с этой болезнью. Работа лаборатории заключается в том, что оборудование улавливает поршу в воздухе и передаёт результаты прямо в исследовательский центр в Польшу. По полученным результатам выбирается средство для борьбы с ней на ранних этапах болезни. Аналогичная лаборатория уже есть у фермеров под Брестом.

Чтобы сад давал хороший урожай, за ним надо очень хорошо ухаживать

Пока же от вредителей спасать  сад помогает обработка его химикатами. «Первый раз сад кроплю сразу после зимы, когда почки на ветвях ещё не набухли. До цветения сады кропятся два-три  раза, в основном, медным купоросом. Это делается для того, чтобы в бутоне не было вредителей, чтобы растения не портились», – объясняет фермер.  Он уверен, что в его яблоках химикатов меньше, чем, например, в польских. Объясняет это тем, что свои сады от болезней и вредителей он обрабатывает в год до 14 раз. Польские садоводы за год это делают раз так 25-30.

«Под сады обязательно надо класть отраву для мышей, так как эти грызуны портят корневую систему деревьев, – добавляет Михаил. – А ещё в саду обязательно надо делать обрезку. Косить сад, чтобы не зарастал, тоже нужно».

Не одна семья куропаток живёт в саду тоже нет

Много в садах всякой живности: куропатки, зайцы. Последние тоже приносят большой вред. Особенно часто наведывают сад зайцы в холодное время. Вот и сторожат собаки фермерские владения. Кстати, здесь их семь: четыре взрослых и три щенка. Когда под деревья кладётся отрава для мышей, собак в сад не выпускают, держат на привязи. Собаки породистые, да и для охоты годятся.

Собаки у фермера красивые. А главное в том, что они настоящие сторожа

 

Три года назад фермер установил видеонаблюдение в хозяйстве: «Благодаря четырём камерам всё можно посмотреть. И охраняет лучше любого сторожа.  Одна из камер направлена на центральные ворота и дорогу, ведущую из Давид-Городка. Так в ГАИ даже попросили, чтобы на всякий случай можно было пересматривать записи с этой камеры».

 

Куда и как сбывать яблоки

 

Михаил Гриб отмечает, что в основном все яблоки сейчас реализуются только в Беларуси: «Если во всех разом взятых садах ольшанских фермеров будет хороший урожай, то года через три в Беларуси яблок будет так много, как и огурцов. С уверенностью скажу, что Беларусь пока не насытилась яблоками. Из-за того, что своих не хватает, к нам их привозят из-за границы».

 

Фермер считает, что в Беларусь завозят яблоки из соседних стран именно из-за того, что в стране садоводство слабо развито, что мало садов.

«Цена в этом году на все яблоки хорошая. Наши покупатели приезжают с белорусских баз. Много яблок для последующей реализации закупает Первомайская база, что в столице. Если говорить о Минске, то яблоками его рынки почти полностью обеспечивают Ольшаны», – рассказывает Михаил Гриб.

На вопрос: «Как поступите, если нельзя будет все яблоки сбывать в Беларуси?», Михаил Гриб даёт однозначный ответ. «Если клиента здесь не будет, то придётся искать новый рынок сбыта за границей и везти яблоки туда», – говорит он.

Возили яблоки на продажу под Слуцк, где делают из них джем. Собственную линию по переработке яблок фермер пока не планирует запускать, хотя не исключает такой возможности, если дела будут идти нормально. В связи с этим есть печальный пример: в 2013 году град уничтожил весь урожай фермера. Много яблок попадало. А те, которые более-менее уцелели, пришлось давить на сок в хозяйстве отца. Кстати, линию по переработке яблок на сок в фермерском хозяйстве «Ольшаны» Ивана Гриба открыли не так давно. Яблочный сок прямого отжима без добавления сахара и воды разливают в упаковки по 3 и 5 литров и реализуют населению через торговые сети, на ярмарках.

Сад впечатляет. Впечатляет и труд тех, кто его растит

P.S.

«Отец меня с детства приучал к работе. Причём так, чтобы интерес к ней проявлялся. Я знал каждый огурец в парнике отца, где и когда он должен вырасти. У меня три сына. Старший Виталий увлечён компьютером, да и младший Дима тоже. Средний Ваня мне очень даже помогает. Сын проверяет работу. Если всё сделано, он звонит и спрашивает, что ещё поручить рабочим?  К чужим всё равно такого доверия, как к сыну,  нет.  Когда Ваня на фермерстве, то я отдыхаю». 

Михаил Гриб говорит, что у него никогда лишних денег нет. Прибыли хватает сполна. На деньги, вырученные в хозяйстве, он не только основательно закупился сельхозтехникой, но и построил магазин автозапчастей в Ольшанах, а в начале этого года открыл ещё один: магазин автозапчастей и стройматериалов в Большом Малешеве. 


Фото использовано в качестве иллюстрации/ Фото: spec44.ru
Скриншот видеозаписи
Фото: Офис Тихановской
Фото использовано в качестве иллюстрации, korabelov.info