На этот раз в Минск приехал еврокомиссар по европейской политике соседства и переговорам о расширении ЕС Йоханнес Хан. В ходе своего визита еврочиновник провел закрытые переговоры с белорусской оппозицией, встретился с главой МИД республики Владимиром Макеем и удостоился аудиенции у Александра Лукашенко.
Во время беседы белорусский лидер сразу взял быка за рога и попросил у европейцев больше инвестировать в Беларусь, а за одно и поделиться с Беларусью своими передовыми технологиями. Со своей стороны Лукашенко не преминул напомнить Евросоюзу, что Беларусь вносит существенный вклад в борьбу с проникновением наркотиков, ядерных веществ на территорию Европы.
После этого глава Беларуси перешел к более приземленным вопросам. В частности, он предложил переформатировать программу добрососедства ЕС – “Восточное партнерство”, в которую вовлечены шесть бывших постсоветских республик – Беларусь, Украина, Грузия, Молдова, Азербайджан и Армения.
“Хотелось бы, чтобы оно было переформатировано с обычной политики (наверное, этот этап уже пройден, он был, может быть, и необходим) к более тесному конкретному сотрудничеству, основанному на решении экономических проблем”, – сказал глава белорусского государства.
Предполагается, что эти вопросы будут обсуждаться в мае на саммите “Восточного партнерства” в Риге, куда, не исключено, отправится и лично Лукашенко. Президент ЛатвииАндрис Берзиньш уже пообещал белорусскому лидеру теплый прием, если он решит посетить саммит.
В целом приходится констатировать, что пока отношения между Европой и Россией стремительно ухудшаются, Лукашенко уже находится в шаге от прорыва международной изоляции. И это не может не настораживать Кремль.
Как считает белорусский политик Сергей Скребец, именно Россия блокирует полноценное участие Беларуси в “Восточном партнерстве”.
“Давайте оглянемся на события последних лет. Как только Бакиев решил оставить в Манасе базу НАТО – его убрали с президентского поста; как только Грузия решила пойти в ЕС и НАТО – у нее сразу оттяпали Абхазию и Южную Осетию; как только Украина захотела ассоциации с Евросоюзом – лишился должности Янукович, а Украина потеряла две области. Если продолжать логическую цепочку, мы должны понять: за желание сблизиться с Евросоюзом мы должны заплатить Витебской и Могилевской областями”, – убежден эксперт.
Политолог Валерий Карбалевич полагает, что в настоящее время именно Европа заинтересована в “размораживании” отношений с официальным Минском. При этом Брюссель даже готов “закрыть глаза” на усиливающиеся накануне президентских выборов репрессии в отношении оппонентов Лукашенко и гражданского общества.
“Возможно, таким образом Минск просто проверяет ЕС “на вшивость” и повышает ставки в переговорах? Мол, до какого предела вы готовы идти в стремлении к размораживание отношений, чем жертвовать, на что можете закрыть глаза? То есть в белорусском руководстве уверены, что сейчас Брюссель больше заинтересован в улучшении отношений с Беларусью, чем официальный Минск. Поэтому можно задержаться”, – полагает Карбалевич.
Причину столь уверенного поведение белорусских властей политолог видит в том, что Лукашенко все же сумел навязать Брюсселю “конкретную повестку дня для торга”.
“Обмен политзаключенных на кредит. Рыночная конъюнктура этому способствует. Цены на нефть падают, а на политзаключенных – растут”, – считает эксперт и добавляет:“Каждый продает тот товар, который имеет. Политика – вещь циничная. Ведь если бы не было спроса, не было бы и предложения”.
Впрочем, подобный торг политзаключенными не нов для официального Минска. Нечто подобное происходило накануне президентских выборов 2010 года. Тогда Лукашенко также был в шаге от европейского признания. Но все планы на триумфальное возвращение в Европу были перечеркнуты жестоким разгоном 19 декабря акции протеста против фальсификации итогов голосования, после которой в тюрьме оказались шестеро экс-кандидатов в президенты, а сотни людей были осуждены к арестам.