Если же судить по числу вакансий в каждом районе, которые публикуются ежемесячно, то получится нехватка уже у 350 учителей.
Эти данные расходятся и с данными общереспубликанского банка вакансий, где размещено всего лишь 337 вакансий учителя на всю страну: 141 вакантное место педагога в Минске, 67 в Гродненской области, 39 в Минской, 26 В Брестской, 23 в Гомельской и только 10 в Витебской.
«Официальные цифры давно не имеют ничего общего с реальностью, — отмечает учительница биологии из Орши Наталья. — Только в нашей школе не хватает четырех педагогов. Как же тогда во всей Витебской области может не хватать 10 учителей?
Могу предположить. Видимо, директора не подают объявлений о вакансиях, а ищут учителей сами. И их тоже можно понять. Директора школ боятся говорить, что работать уже некому. Всех, кто с чем-то не согласен, включая самих директоров, увольняют на раз два».
«Профессия учителя в Беларуси полностью дискредитирована»
После выборов-2020 гнев многих белорусов обрушился на школьных учителей. Причина понятна: многие из них были в составе избирательных комиссий. Уже постфактум некоторые признавались, что послушно вывешивали протоколы с избирательных участков с цифрами, которые им диктовали сверху.
«Но так поступали не все. Я и многие мои коллеги заранее предупредили руководство, что подделывать ничего не будем — — отмечает педагог из Минска Светлана. — Многих за такие выпады депремировали, но в итоге просто не стали привлекать.
Однако доказать родителям наших учеников свою непричастность к фальсификациям очень сложно. После выборов-2020 профессия педагогов в Беларуси была полностью дискредитирована».
Как рассказала нам собеседница, некоторые ее коллеги уволились сразу после выборов из-за конфликтов с руководством школы и в связи с гражданской позицией.
«Уровень выслуживания перед администрацией города у руководства некоторых столичных школ буквально зашкаливает. Знаю, о чем говорю, потому что общаюсь со многими коллегами из других школ, — добавляет Светлана. — Директора некоторых школ настолько держатся за места, что готовы лбы разбить, лишь бы выслужиться.
Нам так и говорили: «Если что-то не нравится, никто не держит! Кому вы нужны, если уволитесь». Это унизительно, но многие учителя действительно боятся потерять работу. Поэтому остались и молчат.
В 50-й гимназии учителя, например, открыто выразили свое несогласие и записали видеообращение с осуждением преследования за инакомыслие и против насилия над протестующими. Так там из 19 учителей, которые снялись в ролике, 11 были уволены. А ведь это были одни из лучших педагогов в городе».
По мнению Светланы, у тех учителей, которые остаются работать в школах, есть только два выхода. Покорно выполнять все приказы сверху или бороться с системой, но исподтишка.
«Я выбрала второй вариант, — говорит наша собеседница. — Но знали бы вы, чего мне это стоит. Почти весь следующий учебный год после выборов пришлось отстаивать себя перед родителями. У нас многие без разбора готовы камнями закидывать: «Ты учитель, значит, предатель».
Доходило до оскорблений и серьезных скандалов. Решили проблему так: собрались вместе с родителями на нейтральной территории и поговорили. Они в глаза высказали свои опасения, я объяснила свою позицию и пообещала, что не буду промывать детям мозги политикой».
«Доходит до того, что учителям физики приходится заменять чуть ли не литературу»
«Все даже немного утихло, но потом началась очередная волна пандемии, — отмечает учительница. — Знали бы вы, в каких условиях сегодня приходится работать педагогам. Доходит до того, что учителям физики приходится заменять чуть ли не литературу.
Недавно у нас был случай: учительница математики вела у девочек трудовое обучение. А что делать… Больничный, даже если педагог очевидно болен, дают только после того, как ковид подтвердится. До этого больные учителя вынуждены ходить в школу и заражать коллег и детей.
Плюс постоянно приходят какие-то новые разнарядки сверху. Сначала «носите маски», потом «не носите маски». Потом было «коронавируса у нас нет, ведем всех детей на экскурсии». А теперь рассылают новые требования: «Детей не смешивать друг с другом даже в актовом зале, все экскурсии под запретом».
С теми, кто чем-либо возмущается, разговор очень короткий. Всем цитируют словами Лукашенко во время его встречи с министром образования Игорем Карпенко в конце августа: «Те, кто хотят придерживаться этих принципов, пожалуйста, милости просим… Тех, кто не хочет, в школе быть не должно. Это надо говорить прямо, открыто и честно».
«Одна моя знакомая уволилась, сейчас занимается репетиторством. Говорит, по деньгам нисколько не потеряла»
«Белорусских учителей превратили в рабов системы. Очень достойную в свое время систему школьного образования превратили в смех и живой эксперимент над детьми. Многие мои коллеги, и я в том числе, склоняемся к тому, чтобы уйти с работы, — признается учительница. — Некоторые это уже сделали. Сегодня только в Московском районе Минска серьезная нехватка учителей. Люди не выдерживают.
Одна моя знакомая, кстати, уволилась еще в конце прошлого года. Сейчас занимается репетиторством. Говорит, по деньгам нисколько не потеряла. Думаю, в ближайшие годы, если ничего не изменится, из школ уйдут все лучшие педагоги».