Орган Пинского Кафедрального костёла – действующий, его звучание можно услышать на богослужениях.
Изначально барочный, орган был построен Адальбертусом Гродзицким в 1836 году. В 1936 году Вацлав Бернацкий капитально перестроил орган, сохранив старый барочный корпус и несколько сотен старых труб. В органе 28 регистров, 2 мануала и педальная клавиатура, деревянные и металлические трубы высотой до пяти метров, всего там почти полторы тысячи труб.
Экскурсию проводит для нас Александр Бурделёв. Он был директором фестиваля органной музыки, который летом проходил в Пинске. Александр работал преподавателем факультета прикладной математики и физики БГУ. Во время учёбы в МГУ (Москва) решил поучиться в органном классе. После возвращения в Минск брал частные уроки, затем учился в консерватории. Автор энциклопедии «Арганы Беларусі». Безвозмездно участвовал в реконструкции Пинского органа.
Немного истории уникального органа
– История Пинского органа начинается в 1836 году, над местом расположения старой кафедры органа указан год его постройки и шляхетский герб «Лада», который носил род органостроителя Адальбертуса Гродзицкого.
– Уже через 30 лет после постройки из записок Николая Лескова мы узнаём, что Пинский орган наполовину не работает, – рассказывает Александр Бурделёв. – Писатель был в Пинске проездом, и в газете «Северная пчела» 11 декабря 1862 года была опубликована его статья про город над Пиной, где он пишет, что огромный и прекрасный орган играет только одной половиной. Другая его часть испорчена, на её поправку необходима значительная сумма, которую негде взять. А вообще костёл Францисканцев находится в прекрасном состоянии, и все вещи хранятся в нём бережно и с уважением.
– В первую Мировую войну немцы конфискуют некоторые металлические трубы этого органа, – продолжает Александр. – Это была распространённая практика в те времена, от которой страдали инструменты не только в Беларуси, но и в самой Германии. Так, что органные трубы пошли на потребу войны. С тех пор Пинский орган не функционировал.
И только в 1936 году его капитально перестраивает фирма Вацлава Бернадского. Это был крупный органостроитель, у него было несколько фабрик в Варшаве и Вильне.
– Бернадский перенёс кафедру органиста в другое место, использовал порядка 300 старых труб, поменял всю механику органа. Поэтому нельзя сказать, что это орган 1836 года, надо чётко осознавать, что это капитально перестроенный в 1936 году большой барочный орган, – подытоживает Александр Бурделёв.
Пинский орган уникальный. Ведь изначально он был построен в барочном стиле, а в ХХ веке перестроен в романтической концепции. Но сохранена некоторая часть барочных регистров, что позволяет исполнять и музыку эпохи барокко, поэтому инструмент универсален.
В 2018 году Пинский орган капитально отремонтировали на деньги Юрия Зиссера. И по доброй воле Католического костёла здесь теперь проводятся бесплатные органные концерты высокого академического уровня. Уникальный инструмент включен в музыкальную жизнь города и страны и собирает на одной площадке музыкантов, экспертов и любителей органной музыки.
Свою экскурсию Александр начал в центре Пинской Катедры. Дело в том, что органы строятся таким образом, чтобы их звучание наиболее полно раскрывалось именно в зале, где находятся прихожане.
Проспект органа, крутящаяся звезда, проспектные трубы…
Проспектом называют фасадную часть инструмента, её можно увидеть снизу из зала костёла. По словам Александра Бурделёва, проспект Пинского органа – один из самых красивейших в Беларуси, с ним может потягаться разве что проспект органа в Будславе.
Барочный проспект должен был сочетаться с интерьером костёла. В Пинске фасад органа выполнен в позднебарочном стиле, он состоит из трёх частей. Его характерными элементами выступают башни с вертикальными трубами и секции, с их помощью создавался внешний образ органа.
На башнях размещены украшения: два херувима, листья и ажурные украшения башен и секций. А центральные башни украшены деревянными «портьерами» (это уже элемент эпохи классицизма).
Вверху центральной башни органа располагался интересный механизм Цимбельштерн (нем. цимбель звоночек, штерн – звезда). Это барочный музыкальный механизм в органостроении. Он похож на мельницу, на лопасти которой подаётся воздух, из органа, они начинают крутиться, молоточки бьют по звоночкам, и металлическая звезда вращается. В ближайшее время этот механизм будет смонтирован.
Интересно, что на проспекте органа располагают либо играющие трубы, либо декоративные. В пинском проспекте в боковых башнях находятся трубы играющие, а в верхней части – имитация.
Созерцая красивый фасад органа, трудно понять, как и почему играет этот уникальный инструмент. Чтобы раскрыть этот секрет, нужно побывать во всех частях органа.
Кафедра органиста, пневмокомпьютер и система подачи воздуха
Александр Бурделёв приглашает пройти к кафедре органа, путь к которой лежит по узкой старинной лестнице.
По словам нашего экскурсовода, клавиатура органа изначально находилась сбоку, в стене корпуса органа видны отверстия от регистровых включений (здесь раньше располагались специальные ручки, которые вытягивали или задвигали для включения регистров и изменения тембра звука.
Кафедра выглядит очень сложным прибором, на ней находятся несколько ручных клавиатур – мануалов, плюс ещё педали. Ещё есть множество рычагов с надписями на рукоятках.
В перестроенном органе сейчас пневматическая трактура, раньше она была механической. Трактура – это механизм, который обеспечивает передачу сигнала от нажатия на клавишу к клапану на трубе органа.
– Фактически это такой пневмокомпьютер с большой логической схемой, – рассказывает Александр, в нём по системе трубочек бежит воздух, надувает мембраны и они открывают клапаны и в трубы подается воздух и они звучат.
Воздух в орган может нагнетаться вручную, при помощи ручного механизма, который работает от привода специального колеса. Сейчас воздух нагнетается электронасосом.
Кстати, воздух в орган забирается из помещения костёла, так как он должен быть той же температуры и влажности, что и сам инструмент. Иначе в органе может скапливаться конденсат.
Дальше началась самая интересная и загадочная часть экскурсии. Александр Бурделёв предлагает снять куртки и рюкзаки, взять фонарики и приготовиться к тесноте и лазанью на корточках. Мы идём внутрь органа.
Попасть внутрь инструмента можно отодвинув специальную крышку в боковой стене. Сперва нужно взобраться на стул или стремянку и протиснуться в узкое помещение первого яруса органа.
Александр просит пригибаться и, по возможности, ничего не трогать, ведь легко можно что-нибудь отломать или сбить настройки труб.
Трубы в органах делают из дерева и металла. Деревянные трубы имеют квадратное сечение. Металлические трубы меньшего размера, они цилиндрические и изготавливаются, в основном, из сплава олова и свинца либо из цинка.
Первый ярус органа, деревянные трубы высотой 5 метров
Барочные органы меньше по размеру, их регистры занимали меньший объём – объясняет наш эксперт. В эпоху романтизма превалируют 8-футовые регистры, это требует много места, и мастер Бернацкий демонтировал заднюю стенку и увеличил пространство для размещения регистров органа.
Александр показывает на трубы, которые стоят на проспекте органа, они играющие на них есть специальные ролики для настройки. От старого барочного органа остались деревянные и металлические трубы.
Самая большая труба имеет высоту 5 метров, она начинается на полу на уровне кафедры. Есть ещё трубы высотой 2,5 метра (они звучат в привычном диапазоне фортепиано), также есть регистры размером 1,2 метра и совсем короткие трубочки.
В органе в основном лабиальные трубы (вибрируют от подачи воздуха, как флейта), но есть и язычковые. Александр показывает, как выглядит язычок и как звучит труба. Воздух колеблет язык и начинает звучать вся система, ей тембр задаётся резонатором, который помещается сверху. Лабиальные трубы металлические и настраиваются с помощью роликов. Деревянные трубы настраиваются при помощи специальных крышек.
Александр показал нам металлические трубки 1836 и 1936 года. Труба 19 века значительно тяжелее, в ней больше свинца и толще стенки. Маркировка на старинной трубе выполнена рукой, а на более поздней – штампованная. Даже швы на боку труб сделаны по-разному.
– Вообще в органе не следует трогать или вытаскивать трубки, потом их нужно перенастраивать, – объясняет органный мастер. – Костёльный орган это такая нестабильная система, на которую влияет температура и влажность, его нужно постоянно подстраивать. В концертных залах поддерживается постоянная температура и влажность, поэтому там такой проблемы нет.
Орган внутри, это несколько ярусов, на которых рядами установлены трубы. Для доступа к трубам на каждом ярусе сделан узкий дощатый помост. Ярусы соединены между собой лестницами. Внутри органа тесно, и тучным людям там не место.
Ещё два яруса, звук можно потрогать рукой
– Аккуратно, берегите инструмент и головы ,– предупреждает Александр, не сшибите головой механизм регистрового включения.
На первом ярусе органа находятся педальные регистры. Для компенсации резких перепадов давления, который может возникать из-за резкого повышения расхода воздуха, в половине, удаленной от основного меха построен компенсационный мех.
Оказывается звук трубы можно пощупать рукой. Александр запустил для нас одну из самых больших труб. Если приложить ладонь к отверстию трубы, то можно почувствовать поток воздуха, почти ветер.
Главный принцип работы органа: одна труба – одна нота. Регистр – это ряд органных труб определённого вида, которые образуют звукоряд, соответствующий клавишам клавиатуры на кафедре органиста. Есть в органе даже четырёхрядные регистры: нажимаешь одну кнопку, и звучит сразу четыре трубы.
Внутри органа звук резкий и неприкрытый, но в зале костёла орган звучит громко и торжественно, так и было задумано мастерами-органостроителями.
В конце нашей экскурсии Александр Бурделёв рассказал, что Пинску очень повезло: в городе сохранился крупный исторический орган. Инструмент действующий, и городу повезло, что католическая церковь разрешает на нём исполнять светские концерты. Фестивали органной музыки будут проходить в Пинске и далее, это станет культурной достопримечательностью города.