Войдя в дом Афанасия Афанасьевича, первое, что бросается в глаза – множество фотографий на стенах. С сыновьями, внуками, супругой. Про каждого из них хозяин дома рассказывает с особой теплотой, припоминая самые интересные моменты своей непростой жизни.
«Приходилось ночевать на работе»
– Родился я в 1928 году здесь, в Бостыни. Посчастливилось четыре года проучиться в польской школе. Дальше до седьмого класса учился в советской школе, а закончил обучение – в Бостынской семилетке, в первом выпуске этой школы.
Планировал поступать в Пинский мелиоративный техникум, но не сдал экзамены. Отправился в Борисовскую школу ветеринарных фельдшеров. Закончил её в числе первого выпуска.
В то время сильно развивалась лесная промышленность. Всё было вручную, с помощью лошадей и быков люди обрабатывали землю, перевозили стройматериалы. И существовала ветеринарная сеть для обслуживания этих животных.
После окончания учёбы я обратился в леспромхоз, и в 1948 году приступил к работе – в Дятловичском лесоучастке Лунинецкого леспромхоза. Через четыре года меня перевели в Чучевичи. Добираться было далеко, часто приходилось ночевать на работе, да и лишь один выходной был.
С течением времени прогресс шёл, стали появляться машины, трактора. Горючего не было, техника «на чурках» ездила – на деревянных поленцах. И единиц животных стало меньше. В связи с этим меня перевели в производственный отдел леспромхоза в Лунинец. Тоже добираться непросто было, на товарных поездах ездил, иногда даже и на ходу с них прыгал (улыбается). Спустя время стал завхозом в Лющанском лесоскладе.
У жены моей, Елены Антоновны, была 2-я группа инвалидности, сердце больное было. А мне на работе нужно было всё время находиться. Понимал, что и деньги надо зарабатывать, и рядом с семьёй быть. И мне предложили, учитывая моё положение, ещё работу завхоза в пионерлагере на Белом озере, параллельно с работой на лесоскладе.
Проработал я там пару месяцев, но зарплату за это мне так и не заплатили. Пришёл на эту должность новый человек потом и всё, ничего я доказать не смог. А у жены как раз в это время ещё и сахарный диабет обнаружили. И я перешёл в Бостынский лесоцех Лунинецкого КБО, чтобы быть рядом с семьёй. И здесь проработал уже до пенсии.
«Не могут полешуки без работы сидеть»
Побыл немного дома на пенсии, стало скучно. Полешуки, наверное, все такие, без работы не могут сидеть (смеётся). И после пенсии я устроился в сторожевую охрану в Лунинце.
А в 1993 году взял участок земли и стал первым местным фермером. Землю дали плохую, много в неё вкладывать пришлось. Запомнилось то, что сразу выделили эту землю мне, а потом колхоз засеял её. Председатель никому не подчинялся, просто ограждения снесли и засеяли озимыми. Я обратился к прокурору, и колхоз вернул мне право пользования. Столько нервов тогда потратил. Борьба была за этот клок земли серьёзная, не мог я без дела.
Для того, чтобы обрабатывать землю, купил мотоблок. У нас в деревне это был первый, он и сейчас у меня стоит.
Но вскоре не стало моей супруги, здоровье у неё слабое было. Как ни берёг её, всё равно тяжело приходилось. Много работала. И остался я один на хозяйстве.
У меня два сына – Иван и Александр, а также дочь Ирина. Благо, они всегда помогали. Говорили всё время, что меня от земли не оторвать. Поэтому купили мне трактор, и к нему навесные детали – для обработки почв, плуги, бороны.
Хозяйство было большое у меня после смерти жены. Нужна была хозяйка. Сын поспособствовал познакомиться с женщиной из Минска, но не сложилось у нас, понял, что не выйдет ничего. Сошёлся с местной женщиной, Любовью Леонтьевной. Тоже всю жизнь работала много, одна была. Она была рада, что попала в нашу семью.
Прожили мы с ней вместе 11 лет. Вместе работали по хозяйству. Уже не стало и её. Сейчас у меня шесть внуков, столько же правнуков.
«Важно больше заниматься воспитанием детей»
Вся жизнь моя прошла в заботах. Раньше особого внимания на воспитание детей не уделяли. Старались прокормить, одеть, выучить. А жизненную мудрость не прививали.
Я много ошибок делал в жизни, связанных с воспитанием сыновей. Все дети, когда растут в семье, живут беззаботно. Когда им пора отделяться от родителей, они же не всегда и чайник умеют поставить, не то, что приготовить поесть. Тогда я этого не понимал. Важно осознавать – какими ты своих детей отправляешь на учёбу. Об этом нужно думать. Важно воспитанием заниматься больше.
Все люди не рождаются сразу умными, мудрыми, они не умеют жить достойно. У всех, особенно, у молодых, есть желание попробовать что-то новое, как всё общество. Попробовать спиртное, сигарету подержать. Все эти роскоши испытать на себе. Но нельзя тратить свою жизнь на разные необдуманные развлечения.
Я плохо знаю современную жизнь. Сейчас воспитание детей строится по-другому. И сказал бы, что по личностным качествам раньше молодёжь была более справедливой. Сейчас молодые люди более развитые, чем в моё время. Но справедливости в нынешнем мире меньше стало.
При СССР хорошо жить было, считаю, лучше, чем сейчас. Всё было плановое. Всё для человека, для заботы о нём. Была забота о населении – нигде никто не пропадал, без дела не сидел. Людям давали работу, жильё, питание. Для простых людей была хорошая жизнь.
Сейчас для обычного человека жизнь тяжёлая. Сотни людей пропадают, и на них никто не обращает внимания. Загубили тот строй.
«Секрет долгожительства – в постоянном труде»
В августе я отметил своё 90-летие. Юбилей я отмечал с размахом. Чудо! (смеётся) Завезли меня в Вичин, там есть гостевой дом – ресторан и условия для ночлега. Но я там немного погорячился (улыбается). Там собралось 20 человек, и я пообещал им, что доживу до ста лет. Под давлением этого расширенного общества, не подумавши сказал. А сейчас думаю: как это выполнить?! Сейчас и живот болит, и сердце барахлит. Вот такая у деда ошибка случилась. Быстрота мышления подвела (смеётся). Но надо выполнять.
Я не хочу хвастаться, что не было вредных привычек. Всё понемногу было. Если знать свою норму – организму это не во вред. А сколько для этой нормы нужно? Никто же не устанавливает (смеётся). Особого питания я никогда не придерживался, всё лишнее сжигалось во время работы. Сейчас, правда, уже стараюсь угодить себе – жирного, жареного, острого, солёного не есть.
Главный секрет моего долгожительства – в труде. Да и любовь. Она в жизни человека играет сильнейшую роль. Я любил трудиться, у меня была сильная любовь к работе. Нужно было содержать семью.
Любовь к жизни – это основа всего. Это основная цель, больше ничего человеку не нужно.