Об этом бывший помощник госсекретаря США по вопросам демократии и прав человека заявил в интервью радиостанции «Голос Америки» .
«Беларусь не стала демократической страной, – заявил Дэвид Кремер. – Она еще очень далека от этого. То, на что обратили внимание обозреватели на последних выборах, по сравнению с предыдущими, это отсутствие насилия сразу после закрытия избирательных участков. Однако это очень низкая планка для выборов. Их результат был предопределен задолго до проведения. Не были никакого ажиотажа или ожидания от этих выборов. Многие оппозиционные силы бойкотировали их.
Запад почувствовал себя обязанным отметить то, что на выборах не было насилия. Он также посчитал, что необходимо отреагировать на решение освободить в августе политических заключенных. Лукашенко — мастер стравливания между собой Запада и России. Мне это напоминает фильм «День сурка». Мы уже видели все это во время предыдущих выборов, видим и сейчас. А Запад продолжает вести переговоры с Лукашенко, как ни в чем ни бывало».
Дэвид Кремер раскритиковал политиков Европейского Союза, которые выступают за приостановку санкций против белорусского режима.
«Сняв санкции, пусть и временно, мне кажется, они зашли слишком далеко. Ни один из политических заключенных, которые вышли на свободу в августе, не был реабилитирован, а это было одним из условий для режима и со стороны ЕС, и со стороны США, – заявил он. –Однако этого не произошло. На Западе существует сильная заинтересованность в том, чтобы высвободить Беларусь от России, позволить ей быть более прозападной. Я думаю, что это ошибка. Да, Соединенные Штаты заинтересованы в нормализации отношений, включая возвращение посла в Минск. Но мы забываем о том, что сегодня в Беларуси практически не осталось политической оппозиции, а гражданское общество подавлено. Журналисты подвержены цензуре, возможность высказывать свое мнение или критиковать Лукашенко в принципе отсутствует. Страна продолжает оставаться под управлением авторитарного режима».
“Лкашенко прекрасно справлялся с ролью дипломата – он принял в Минске представителей России и Украины, он сыграл роль государственного деятеля. Немногие думали, что он способен на это. У Запада есть ощущение того, что у Лукашенко достаточно проблем с Россией, с Путиным, Кремлем, и нам не нужны новые проблемы. Западные лидеры опасаются, что у них не хватит ресурсов на решение новых проблем в регионе, поэтому ищут пути нормализации отношений.
Освобождение политзаключенных мотивировано тем, что Лукашенко озабочен следующим шагом Путина. Ранее президент России заявил о намерении создать российскую военную базу в Беларуси, и Лукашенко использовал эту ситуацию, чтобы показать, что ему нужна помощь Запада, потому что на Беларусь оказывается давление. Западные лидеры почситали нужным отреагировать на это, протянуть руку помощи, но они зашли слишком далеко”, – уверени эксперт.
Странам Запада необходимо продолжать давление на белорусский режим и требовать дальнейших шагов на пути демократизации страны, а также оказывать поддержку оппозиции, считает Дэвид Кремер.
«Я считаю, что Лукашенко и его окружение нужно оставить в санкционном списке. Нужно потребовать большей либерализации, поскольку с отменой санкций у него не будет стимула к дальнейшей либерализации в Беларуси. Сегодня Лукашенко опасается, что если она произойдет, то он столкнется с Майданом в собственной стране.
Давайте посмотрим на события 2008 года — тогда освободили политзаключенного Александра Козулина и некоторых других. Европа в гораздо большей степени, чем США, была вовлечена в двухлетний процесс нормализации отношений. Она протянула руку, отменив санкции с целью расположить к себе Лукашенко. Все эти усилия рухнули из-за насилия, последовавшего после событий 2010 года.
Европейский лидеры считают, что у них достаточно других проблем в этой части Европы, поэтому они заинтересованы в налаживании отношений с Лукашенко. Наивно ли это? Я бы сказал, что да. Опасаюсь, что в момент, когда внимание с Беларуси сместится, Лукашенко возобновит давление на оппозицию и вновь начнет сажать несогласных в тюрьмы. Его главная цель — сохранение власти. Лукашенко готов пойти почти на любые меры, чтобы добиться этого», – отметил Дэвид Кремер.