Через три месяца студенты получают дипломы. Но после этого многие из нас не знают, что делать дальше. Кто-то вдруг понимает, что научился совсем не тому, чем хотел бы заниматься. С психологом Натальей Александрович мы обсудили, как пережить «последипломную депрессию» и заняться (правильным для себя) делом.
— Основная причина, по которой бюджетники страшатся окончания университета, — это распределение. Но у платников, у которых его нет, тоже возникает некоторая «депрессия», как только корочка появляется на руках. В чем причина?
— Официального понятия «последипломная депрессия» нет, хотя кризис в этот период действительно может быть. На это влияют разные факторы. Во-первых, окончание университета предполагает конец отношений с привычными людьми. Также наступает конец понятному распорядку дня и образу жизни. Выпускник может переживать некоторую пустоту и утрату — и это нормально.
Во-вторых, когда человек заканчивает университет, он сталкивается с переходом из учебной деятельности в профессиональную. А там много неизвестного и непривычного, нужно время для адаптации.
В-третьих, после выпуска парень или девушка окончательно отделяется от родителей, входит во взрослую жизнь, где нужно самому со всем справляться. Меняется восприятие себя — и это тоже сложный процесс.
— На протяжении 11 лет в школе и как минимум четырех лет в университете нам говорят, что делать, дают задания, читают лекции. И тут вдруг нужно самому искать работу, принимать собственные решения, а нас этому толком и не учили. Проблема в системе образования, которая плохо готовит ко взрослой жизни?
— Мне странно слышать, что система образования в чем-то виновата. Да, она несовершенна, но она не причина всех бед.
Обучение в вузе подразумевает много самостоятельной работы. В идеале студент уже сам принимает решения начиная с момента выбора профессии и университета. Сказать, что там ничему не учат? Это скорее особенности воспитания и восприятия, отношения к процессу обучения.
По привычке кажется, что кто-то должен контролировать или указывать, но университет — это то место, где поддерживают самостоятельность студента. Например, он сам выбирает интересные ему темы для курсовой или научной работы и ведет свой долгосрочный проект. И он уже несет конкретную ответственность, например, в виде оплаты за пересдачу экзамена.
— Выходит, причины «последипломной депрессии» скорее в том, что у нас был привычный образ жизни, который вдруг меняется? То есть сложно кого-то обвинить, потому что никто и не виноват?
— Это нормативный кризис перехода из юношества в раннюю взрослость, то есть обычный этап развития человека. Отмечу, что переход во взрослую жизнь начался не в момент получения диплома, а еще в подростковом возрасте, когда в психике и в поведении человека начинают происходить серьезные изменения. Это постепенный процесс. Как он пройдет, зависит от того, были ли проблемы на прошлых этапах развития.
Например, если вы росли в семье с гиперопекающими родителями, то будет сложнее. Что может помочь? Для начала нужно откровенно поговорить с мамой и папой и поделиться с ними планом действий на будущее: пусть они увидят, что вы знаете, что делаете. Нужно попросить старших не вмешиваться без просьбы, то есть выстроить границы. Если есть возможность жить отдельно — отлично. Также в отдельной жизни нужны люди, которые могут вас поддержать. Это дает дополнительное ощущение безопасности и снимает излишнюю тревожность. И еще — надо быть внимательным к себе. Не торопиться. Не торопитесь действовать, если не готовы.
— После получения диплома бюджетников отправляют на распределение. Часто не туда, куда они хотят. Из Минска могут отправить на периферию. В итоге выпускник два года страдает, получает копейки и занимается какой-то ерундой (но это не точно). Так он может разочароваться в профессии. Как ему справиться с этим?
— Если человек сам выбрал профессию и она ему нравится, то распределение вряд ли сильно испортит впечатление о ней. Такой выпускник будет искать пути саморазвития независимо от условий. А обвинить распределение во всех бедах — это хороший способ перенести ответственность за сделанный выбор.
Само по себе распределение — это тоже выбор человека. Когда он идет учиться на бюджетное отделение, он предупрежден о такой перспективе. Выбор остается и после того, как человек понял, что все пошло не по его плану. От распределения можно отказаться, хотя придется возместить приличную сумму. Также к нему можно подготовиться: подыскать себе место на эти два года самостоятельно.
Надо сказать, довольно часто подростки гонятся за престижными, модными профессиями, игнорируя то, что им по-настоящему нравится. Например, вместо учителя идут на маркетолога. Это частая и большая ошибка, которую делает человек при выборе профессии. Очень вероятно, что вы в итоге разочаруетесь.
— Смоделируем ситуацию: меня распределяют учителем в глушь, где хорошо если дадут хоть какое-то жилье. Я замещаю сразу несколько учителей из-за дефицита кадров, а сельские дети отличаются от городских — к этому тоже надо привыкать. То есть я, специалист из Минска, попадаю в условия, которых в большом городе не бывает. Как настроиться, что эти два года надо просто вытерпеть?
— Ситуация выглядит угнетающе, остается только посочувствовать. В таком случае надо подумать о своих границах. В любой школе есть должностные инструкции — это тот минимум, на который можно опираться. Не взваливать на себя все, что дают, а посмотреть, что конкретно ты обязан делать, а чего нет. Если молодой специалист начинает на себя все брать, не говорит «стоп», то на него и продолжат все это грузить. Нужно уметь говорить «нет» и обозначать свои границы.
— Допустим, выпускник только после распределения понял, что эта профессия не для него. Во время учебы он не готовил «план Б», а теперь нужно быстро получить совершенно другие навыки. При этом родители уже намекают, что пора бы найти работу и съехать. Что делать?
— Когда молодые люди задают такие вопросы и признаются, что они ошиблись с выбором, это уже очень хорошо. Человек осознает, что хочет что-то поменять, он чувствует свои желания и интересы. Да, упущено время и получено по итогу не то образование, но это все равно остается ресурсом. На базе высшего образования можно переучиться за пару лет или окончить специальные курсы. Не стоит драматизировать.
— А с родителями поговорить? Мол, мама, папа, дайте мне немного времени, не гоните из квартиры, я переучусь — и все будет хорошо.
— Конечно, такой разговор может быть. Другое дело, как на это отреагируют родители. Если у них был свой план доучить человека до 24 лет и отправить в самостоятельную жизнь, а вы приходите и говорите, мол, что-то пошло не так, то здесь может быть конфликт интересов. Сложно прогнозировать, как он разрешится. Если честно, я не вижу объективных причин оставаться на обеспечении у родителей в этой ситуации. Например, заочное отделение легко решает этот вопрос.
— Кто больше подвержен такому состоянию: отличники, которые ответственно выполняли все задания в школе и университете, но не были достаточно самостоятельны, или двоечники, которые делали только то, что интересно им самим?
— Отличники и двоечники бывают разные. Иногда отличник — это личностная характеристика человека, который слишком послушный и удобный. Чтобы стать таким, он в какой-то момент отказался от своих желаний, от своего истинного «я». Такие люди действительно могут страдать больше в кризисной ситуации.
А «свободные двоечники», которые действуют по интересам, — сами по себе часто более живые и лучше адаптируются к новым условиям. Процесс перехода у них может проходить легче, потому что они двигаются не так, как надо, а исходя из внутренних импульсов и интереса. И это большая мотивация, а значит, сила.
— У любого человека есть какие-то свои интересы. Но что, если после выпуска парень или девушка до сих пор не понимает, чем хочет заниматься в жизни? Вот вроде бы к этой профессии, на которую выучился, и тянет, но как-то оно все равно не то. Что в такой ситуации делать?
— Вообще, с такими вопросами к специалистам обращается не только молодежь. Люди жалуются, что им неинтересно, они сами не знают, чем хотят заниматься, у них проблемы с мотивацией. Причиной могут быть нарушения раннего развития, к которым привели какие-то события в детстве. Психолог в таком случае помогает человеку выявить эти ситуации и в будущем освободиться от проблемы. Смысл такой работы в том, чтобы помочь человеку услышать себя и обнаружить свои желания.
Для самостоятельного анализа могу предложить понаблюдать, на что уходит большая часть вашего внимания, что улучшает вам настроение. Поспрашивайте знакомых и друзей или обратите внимание, с какими обычно вопросами они к вам обращаются, то есть кем вас видят со стороны.
— Насколько «последипломная депрессия» вообще опасная проблема и как долго она может длиться? Может, мы все преувеличиваем, а дело лишь в нашей инфантильности?
— Я никогда не слышала, что кто-то попал в сильные переживания только из-за того, что выбрал не ту профессию.
Скорее всего, речь идет о комплексе проблем, которые проявились на фоне окончания университета. То есть человек попадает в серьезный кризис с несколькими источниками проблем. Это может действительно стать точкой, из которой, например, может начаться настоящая депрессия. Последипломный период это не подразумевает.
— Окей, а как другие могут мне помочь быстрее разобраться со всеми вопросами, найти работу и начать что-то делать?
— Если говорить о родителях, то самое лучшее, что они могут сделать, — это поддержать своих взрослых детей и не мешать им. Не надо предлагать помощь, пока они сами за ней не обратятся. У взрослых всегда возникает желание «подарить» совет. Не стоит этого делать. Позвольте сыну или дочери ошибаться, искать свой путь.
Что касается друзей, то сверстники скорее и лучше поймут друг друга в этой ситуации. Разговор об этом может быть полезен для всех участников беседы.
Премьера состоится в следующем году.
Начиная с 6:00 утра 22 ноября зафиксировано как минимум 14 заходов российских дронов-камикадзе типа «шахед»…
Министр иностранных дел России приехал в Брест на совместную коллегию и решил пообщаться со студентами.
С каждым годом на дорогах Полесья увеличивается количество автомобилей, и вместе с этим растет число…
Увы, главная проблема не в том, что они быстро заканчиваются.
Александр Лукашенко, выступая в лингвистическом университете, прокомментировал отключение интернета во время протестов в августе 2020…