А 15 сентября в стенах Палаты представителей министр внутренних дел Игорь Шуневичпообещал Еврорадио опубликовать доказательства того, что задержанные действительно нарушали закон:
«В этой ситуации с футбольными фанатами несколько раз им сделали замечание за нецензурщину. Они не реагировали, находились в состоянии алкогольного опьянения. Есть и видеозаписи, и показания свидетелей, которые это подтверждают. Если необходимы будут какие-то подтверждающие документы, мы их опубликуем».
Еврорадио направило в МВД официальный запрос с просьбой предоставить заявленные доказательства, поскольку тема широко обсуждается в обществе. В документе была ссылка на обещание министра. Милиции предлагалось или напрямую передать Еврорадио доказательства, или сообщить дату их публикации на сайте ведомства.
В ответе, который подписал начальник управления информации и общественных связей МВДКонстантин Шалькевич, ничего не сказано по существу:
«Информируем, что все необходимые свидетельства, касающиеся административного правонарушения, направлены органами внутренних дел в суд Борисовского района Минской области, где были рассмотрены в соответствующем порядке».
Но обещание министра прозвучало уже после суда!
Связываемся с 45-летним Виталием Будько, одним из задержанных на «Борисов-Арене». Во время суда над ним милиция в качестве доказательства действительно предоставляла видеозапись.
«Видео начиналось с того, как я разговариваю с офицером ОМОН и кем-то в штатском. Никакого звука нет. Скорее всего, камера находилась далеко наверху. Довольно хорошо видно, как мы спорим. Я показываю милиционеру шарф с «Погоней». А потом достаю паспорт. Потом сажусь на кресло. Рядовые омоновцы берут меня под руки и выводят из сектора. Вот все, что есть на этом видео», — Будько описывает для Еврорадио так называемые видеосвидетельства.
Еврорадио: За что вас задержали и почему вы не подчинялись омоновцам?
Виталий Будько: Сказали, чтобы я шел с ними для выяснения личности. Я сразу же достал паспорт: «выясняйте». Потом мне снова сказали с ними пройти. Оснований при этом никаких не называлось. У меня спросили: «Вы не подчиняетесь?» Отвечаю: «Да, потому что вы действуете безосновательно».
Кстати, на суд в качестве свидетелей не пригласили никого из болельщиков, которые непосредственно видели инцидент на трибуне «Борисов-Арены». Против задержанных фанатов свидетельствовала только заинтересованная сторона — сами омоновцы. Они говорили, что поступила жалоба от граждан относительно сквернословия на трибунах. Из тысяч прочих болельщиков в качестве правонарушителей были выявлены те же ребята с «Погоней». Им вежливо сделали замечание, но на это болельщики не отреагировали. Когда правонарушителей стали задерживать, те не подчинялись.
В суде эти показания сочли достаточным доказательством.
«В моём случае вообще не было никакого видео. Омоновцы путались в показаниях, не могли ясно сказать, когда я выкрикивал матерные выражения: во время матча или в перерыве, снизу или сверху. Объясняли это тем, что у омоновцев была тяжелая предвыборная неделя», — рассказывает Дмитрий Федорук, ещё один осуждённый болельщик с «Погоней».
Еврорадио: Так вы ругались матом? Может, выпили рюмку перед игрой?
Дмитрий Федорук: Я по жизни вообще не ругаюсь и резко реагирую, когда слышу такие слова. Даже когда поют песню про Путина, воздерживаюсь от таких слов. Уже около восьми лет не употребляю алкоголь, поскольку отношусь к евангельской общине. Разумеется, никаких обследований на наличие алкоголя в крови в отношении нас не провели.
Напомним, министр внутренних дел Игорь Шуневич уточнял, что задерживать граждан за «Погоню» милиция не имеет права. А людей «пакуют» за антиобщественные поступки: мелкое хулиганство и нецензурную брань.