4 октября 2024, пятница04:56

Политика

Что на самом деле думают о Новороссии жители Юго-Восточной Украины

27 мая 2015, 7:58

"Сепаратисты (и, возможно, Кремль) запоздало осознали, что геополитический проект "Новороссия", призванный расколоть Украину, лишь в небольшой мере достиг своих целей", - предполагают в своей статье в блоге The Washington Post Джерард Тоэл (Вирджинский технологический университет) и Джон О'Лохлин (Университет штата Колорадо). 

Предполагалось объединить 8 областей на юго-востоке Украины в единое пространство, но действия пророссийских националистов “были поддержаны обществом неравномерно и откровенно провалились в двух стратегических точках – Одессе и Харькове”, – говорится в статье.

“Наше исследование обнажило, что на самом деле думают о Новороссии жители большей части Юго-Восточной Украины”, – пишут авторы. Kiev International Institute of Sociology (KIIS) провел по их просьбе рандомизированный соцопрос лицом к лицу среди 2003 человек в “Одессе, Николаеве, Херсоне, Запорожье, Днепропетровске и Харькове”.

Были заданы вопросы о Новороссии. Первый: Новороссия – это миф или исторический факт? В 6 областях Юго-Восточной Украины (далее “ЮВ6”) 52% респондентов назвали ее мифом, 24% – историческим фактом, а 22% ответили: “Трудно сказать”. 14% тех, кто выбрал второй или третий вариант ответа, согласились с утверждением, что это понятие может быть основой сепаратизма. “Важно, что 38% из них выбрали вариант: “Трудно сказать”. Вероятно, для них этот вопрос щекотлив”, – говорится в статье.

Второй вопрос: наименование “Новороссия” – это “российская политтехнология для раскола Украины” или “проявление борьбы населения Юго-Восточной Украины” за независимость? В ЮВ6 второй вариант выбрали 18%, а первый – 51%. Авторы замечают:“Видимо, термин “Новороссия” и его родословная созвучны некоторым людям, даже если они не заявляют об этом открыто”.

Авторы разделили респондентов на 4 категории: “украинцы, которые дома говорят только по-украински (22,6%), украинцы, говорящие дома по-русски (40,7%), украинцы, говорящие на обоих языках (17,4%), и те, кто сам себя называет этническими русскими (11%)”.

Более половины украинцев “приписали появление термина “Новороссия” махинациям российских политтехнологов”, пишут авторы. Среди этнических русских так ответило меньшинство, а 38% ответили: “Не знаю” (“типичный ответ, который в зонах конфликтов меньшинства дают на щекотливые вопросы”).

На другой диаграмме результаты сгруппированы по географическим регионам. Если отказ от ответа или ответ “не знаю” – во многих случаях знак, что человек не хочет выражать“политически некорректные настроения”, как пишут авторы, то результаты демонстрируют: “проект “Новороссия” пользуется некоторой поддержкой, потенциально имеющей важность, в Одессе и Харькове, где в последние месяцы были дестабилизирующие проявления насилия”.

Авторы заключают: “Возможно, Путин судил об этом регионе поверхностно, но мы окажемся столь же поверхностными, если сделаем вывод, что все жители региона определенно отринули сепаратизм или что он не привлекает некоторых жителей. Некоторые области Юго-Восточной Украины сильно разобщены, и мы должны это признавать”. Авторы добавляют: “В Крыму большинство сильно отчуждено от Украины и поддерживает его аннексию Россией вне зависимости от законности этого шага”.

Возможно, проект “большой Новороссии” мертв, но малая Новороссия жива в форме “ДНР и ЛНР, зависимых от России”, по выражению авторов. Хотя некоторые теоретизируют насчет сделки об “отказе” от Новороссии взамен на признание аннексии Крыма, множественные кризисы на Украине невозможно устранить, просто договорившись о территориях, заключают они.


Malgorzata GOSIEWSKA in the EP in Brussels
Фото использовано в качестве иллюстрации, korabelov.info
Фото ипользовано в качестве иллюстрации, из архива МП
Скриншот видео
Знак на беларусско-российской границе в Витебской области Беларуси. Фото: правозащитный центр «Весна»
Скриншот видео t.me/israelpolice1