Главной гендерной особенностью трудовых ресурсов в Беларуси автор называет то, что в трудоспособном возрасте женщины по количеству уступают мужчинам, а по качеству — имеют преимущества над ними. Женщины более выносливы, устойчивы к стрессу, напряжению, у них меньше вредных привычек: они в разы реже страдают большинством серьезных заболеваний, совершают меньше самоубийств (15% от общего числа), меньше пьют, более законопослушны (13,2% осужденных), имеют лучшее образование.
Несмотря на это, в Беларуси работа женщин менее оплачиваемая, чем мужчин: в 2014 г. женщины получали в среднем почти на четверть меньше мужчин.
«При гендерном сравнении трудовых ресурсов в Беларуси мы видим, что по всем качественным показателям мужчины в среднем уступают женщинам. Среди причин сохраняющегося гендерного неравенства на рынке труда: выпадение женщин из трудовых отношений в связи с длительным отпуском по уходу за ребенком, более ранним выходом на пенсию, социальными гендерными стереотипами. Преодоление этих причин возможно, например, путем сокращения декретного отпуска на 1 год – до 2 лет, постепенного выравнивания пенсионного возраста на полгода в год. Эти меры даже при сохранении существующей структуры экономики обеспечивают прирост реального ВВП. Сокращение отпуска по уходу за ребенком может увеличивать рост экономики на 2,3% ежегодно с убывающей полезностью, а постепенное выравнивание пенсионного возраста — увеличивать реальный ВВП с 2019 г. более чем на 1% каждый год с возрастающим позитивным эффектом для экономики», – пишет автор.
При этом в статье подробно разобраны экономические и гендерные причины и последствия длинного отпуска и раннего выхода на пенсию:
Отпуск по уходу за ребенком. Основной период деторождения у белорусских женщин заканчивается в 39 лет, затем начинается непрерывный карьерный рост, который, как правило, длится 15 лет до пенсионного возраста.
В настоящее время отпуск по уходу за ребенком в Беларуси является одним из самых длительных — 3 года, в России — 1,5 года, в Казахстане — 1 год. Эффект от длительности отпуска по уходу за ребенком неоднозначен. Среди плюсов длительного отпуска — улучшение здоровья матери и ребенка, создание условий для успешного грудного вскармливания. При этом большинство женщин в течение 4−6 недель восстанавливаются после родов, если нет осложнений. Поэтому многие европейские страны предоставляют оплачиваемый отпуск именно на этот период.
Среди минусов — влияние на количество рабочей силы, на ВВП, дополнительные стимулы к дискриминации на рынке труда. Это препятствует накоплению опыта и ведет к более низким зарплатам для женщин. В целом доказано, что отпуск по уходу за ребенком до 1 года необходим для успешного развития ребенка и обеспечивает здоровье матери, а отпуск свыше 2 лет не имеет определенных преимуществ для здоровья и развития.
Возможность сокращения отпуска по уходу за ребенком (например, на 1 год – до 2 лет) автор обосновывает следующим. Во-первых, грудное вскармливание. Для грудного вскармливания оптимальным является срок отпуска 2 года. В Беларуси 19% детей в возрасте до 6 месяцев были исключительно на грудном вскармливании, а 41,4% — преимущественно на грудном. В среднем по республике продолжали находиться на грудном вскармливании 27,9% детей в возрасте 12−15 месяцев и 11,5% в возрасте 20−23 месяцев.
Для обеспечения более высокого дохода 10−13% белорусских женщин досрочно выходит на работу.
«Трехлетний декретный отпуск полноценно выполняет свою функцию лишь в первые два года. Дополнительный год является, скорее, результатом недостатка дошкольной инфраструктуры, привычки, иных причин, напрямую не связанных с уходом за ребенком», — констатирует автор.
Пенсионный возраст. Существующее пятилетнее различие в возрасте при выходе на пенсию мужчин и женщин было введено в Беларуси в 1932 г. и сегодня экономически слабо аргументировано. Такой гендерный дисбаланс в пенсионном возрасте, унаследованный еще с XIX в., приписывают Бисмарку, который руководствовался тем, что жены в среднем на 5 лет младше мужей, и с такой пенсионной схемой оба супруга выйдут на пенсию одновременно. Но даже если следовать этой логике, то сегодня в республике возраст выхода мужчин на пенсию должен быть не на 5 лет, а на 2 года позже женщин. Именно 2 года составляет разница в возрасте между мужем и женой в Беларуси при вступлении в брак впервые: в 2014 г. мужчина вступал в брак в 27 лет, женщина — в 25.
В настоящее время гендерное равенство в пенсионном возрасте отмечается преимущественно в развитых странах: Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Израиле, Норвегии, Швеции. Лишь отдельные развивающиеся страны уравняли выход мужчин и женщин на пенсию, например, Армения, Венгрия, Латвия.
В качестве обоснования для выравнивания (повышения для женщин) пенсионного возраста в Беларуси можно привести следующее.
Во-первых, желание работать. Женщины, достигшие пенсионного возраста, желают получать более высокий доход и готовы ради этого работать. В среднем 60% женщин (и 50% мужчин) продолжают работать в течение еще 5 лет после наступления официального пенсионного возраста.
Во-вторых, необходимость материальной поддержки. Женщинам необходимо большее материальное обеспечение для поддержки семьи, а соответственно, более длительная и оплачиваемая карьера. Это связано с тем, что дети чаще остаются с матерью, а количество разводов в Беларуси является весьма высоким. Кроме того, при более раннем выходе на пенсию у женщин пропадает экономическая независимость и возникают условия для экономического насилия со стороны мужчин.
«В целом, повышение пенсионного возраста для женщин увеличивает рабочую силу и общий уровень производительности труда. Кроме того, это позволяет сократить дефицит фонда социальной защиты населения. Выравнивание пенсионного возраста является не только экономически оправданным, но и социально справедливым: в 2014 г. ожидаемая продолжительность жизни у белорусских женщин после выхода на пенсию составляла более 25 лет против 15,3 лет у мужчин», — констатирует автор.
Расчеты показали, что совместно два гендерных фактора могут привести к увеличению реального ВВП Беларуси в 2017 г. на 2,7%, 2018 г. — на 3,1, 2019 г. — на 3,4, 2020 г. — на 3,7, а в 2020 г. к 2016 г. — почти на 13%.
«Гендерное выравнивание в экономике — это не просто резерв роста, а естественный и необратимый процесс, связанный с изменением технологий, моды, культуры. Актуальная задача — своевременно поддержать этот процесс для получения конкурентных преимуществ и кумулятивного экономического эффекта», – резюмирует Кирилл Рудый.