Чем живет футбольная школа в городке Брестской области. Откровенный рассказ тренера

Детский футбол Беларуси, особенно в нынешнее время, сфера, где чрезвычайно много проблем: от отсутствия должного финансирования до некомпетентных тренеров и руководителей. Такая картина наблюдается даже в крупных городах, что уж говорить о глубинке.

 

«Трибуна» на условиях анонимности поговорила с одним из детских футбольных тренеров из небольшого городка Брестской области и узнала, как на его малой Родине обстоят дела с процессом воспитания юных игроков и что мешает появлению новых звезд, а также о том, что волнует жителей города.

– Как обстоят дела с детским футболом в вашем городе?

– В прошлые годы, еще совсем недавно, наши команды на областных и даже республиканских соревнованиях по своим возрастам были фаворитами. Мы неизменно боролись за призовые места. Но сейчас ситуация совсем другая: результаты упали, воспитанников, которые играют на высоком уровне или хотя бы претендуют на попадание в команды высшей лиги, нет. Не буду называть фамилии, но в некоторых командах Д1 есть выпускники нашей спортивной школы, но они уже достаточно взрослые. А сейчас о том, что кто-то еще сможет пробиться, говорить, к сожалению, не приходится.

Связываю это с теми людьми, которые в последние годы руководят нашей школой. Они не то, что не связаны с футболом, а вообще не из спорта пришли. И тренерские кадры в школу подбирались такими руководителями соответствующие. Да, кто-то имеет спортивное образование, но все равно не считает своей основной работой тренерство. Имею в виду, что люди занимаются с детьми, а после тренировок еще где-то работают. По сути, люди не живут футболом, как нужно для достижения результата. А чего достичь при таком подходе к делу? Как ты относишься к своему делу, такой результат и будет.

Но я уверен, что если бы в руководстве были люди, которых не просто назначили, откуда-то привели, а те, кто действительно заинтересован в развитии того же футбола в нашем городе, то и тренеры пришли бы соответствующие, и результат был бы гораздо лучше. А сейчас я даже не вижу перспектив к улучшению ситуации.

– Когда началось увядание футбола в вашем городе?

– Точно вам не скажу, но в определенный момент футбол в нашем городе почему-то перестал быть ведущим видом спорта, той отраслью, в которую вкладывают деньги и которую развивают. Начали упор делать на хоккей (понятно, по каким причинам). Плоды такой работы руководителей и чиновников мы сейчас пожинаем.

– Сколько детей в вашей школе?

– Около 180. Для нашего города это нормальное число. Но у нас как получается? Сначала занимается много детей, допустим, те же 180 ребят приходят на футбол, тренируются. Но чем ближе выпуск из школы, тем меньше воспитанников. Это показатель работы многих тренеров. Могу сказать, что в нашем коллективе не все добросовестно относятся к своим обязанностям. Я их называю шабашниками – те, кто хочет и тренировать, и еще где-то работать на стороне. А чтобы чего-то достичь в деле, нужно все-таки на нем концентрироваться.

– Сколько в былые годы было воспитанников в школе?

– Около 180 занимающихся у нас долгие годы. То есть даже несмотря на то, что руководители спортивной отрасли нашего города и района уже не делают ставку на футбол, а больше внимания уделяют хоккею, меньше желающих заниматься с мячом не стало. Он у ребят остается любимым видом спорта, даже несмотря на то, что им хотели привить любовь к хоккею. В какой-то момент был всплеск желающих встать на коньки, но я наблюдаю и вижу, что мы вернулись к тому, что юных футболистов все равно больше.

– Что детей тянет в футбол?

– Не только детей, но и их родителей привлекает доступность. Футболом всегда было дешевле заниматься чем хоккеем. Ну и немаловажным фактором является то, что занятия в нашей школе бесплатные. Знаю, что в тех же Барановичах или Бресте много школ, но они на платной основе. У нас – все доступно и не за деньги. Это сильно влияет на выбор детей и, конечно, родителей.

– О чем мечтают дети, приходя в футбол?

– Они смотрят на мировых звезд, для них кумиры – это Месси, Роналду. Считаю, это хорошие примеры для подражания. А они еще на чемпионате мира играют. Дети, к слову, внимательно следят за турниром. Я даже спрашивал у них, так все хором отвечали, что смотрят матчи, болеют за своих кумиров.

– А чемпионат Беларуси им интересен?

– Здесь уже посложнее. Если быть откровенным, то интерес детей к ЧБ отсутствует в принципе. Мировых звезд они знают, а звезд беларусского футбола – нет. Иногда приходится им рассказывать о воспитанниках нашей школы, о ярких выпускниках, которые показали себя в высшей лиге. Но, в целом, детям отечественный футбол не интересен. Почему? Тут много причин. Профессия футболиста в Беларуси с каждым годом становится все менее престижной. Это связано с невысокими зарплатами в большинстве команд, а тут еще и лимиты вводятся. Плюс родители вряд ли будут стремиться, чтобы их дети попали в отечественный футбол, где вторая лига – любительская, а первая – уже полулюбительская. В высшую лигу попадают единицы, а остальные просто по итогу тратят лучшие годы.

Я вообще уверен, что наш футбол возвращается в 90-е годы. Многие страны прогрессируют, а мы, наоборот, откатываемся назад. Никому наш футбол не интересен, зрителей и зарплат в нем нет. Поэтому дети и смотрят на западных звезд, хотят быть похожими не на Драгуна, например, а на Роналду.

Плюс, давайте будем откровенны, атмосфера вокруг нашего футбола депрессивная. А как по-другому, если посмотреть, кто и как руководит видом спорта в Беларуси? Последний пример – «Макслайн» по спортивному принципу вышел в высшую лигу, а его всячески не пускают. Это нормально? Это развитие футбола? «Крумкачы» сколько времени уже мучают. Тут о каком-то спортивном подходе и говорить не стоит. Идет работа на тотальное разрушение. И, главное, в спорте же продолжают назначать людей, которые вообще в нем не разбираются.

– Вам лично интересен профессиональный белорусский футбол?

– Только с той точки зрения, что там играют некоторые мои воспитанники. Каких-то ребят знаю еще с детского возраста, поэтому внимательно слежу за их развитием. А сам чемпионат Беларуси вызывает много вопросов. Особенно вторая лига – это вообще катастрофа. Зачем нужно было объединять бульдога с носорогом? Получилась гремучая смесь с матчами, где забивают по 20 мячей. Один игрок может забить девять мячей за матч, и этот футболист не будет востребован даже на уровне Д2. Вот это говорит о том, кто играет во второй лиге. Плюс многие команды не доживают до конца чемпионата. В общем, не лига, а непонятно что.

– Кого бы вы назвали лучшим футболистом Беларуси-2022?

– Однозначно бы признал Стаса Драгуна. И по игровым, и по своим человеческим качествам он точно заслужил это звание. Он на данный момент лучший футболист страны, и не понимаю, почему его нет в сборной. Хотя, наверное, все-таки понятно, причины очевидны, и понимают их все.

***

– Если сравнивать детей, допустим, 10-летней давности, с нынешними, есть различия?

– Безусловно, отличия есть. 10 лет назад, объективно, не было столько соблазнов для детей, как сейчас. Ребята больше времени проводили на улицах, играли во дворах в футбол. Сейчас в футбол в основном играют в телефонах. Что касается отношения к тренировкам, то раньше ребята более ответственно относились к занятиям, с большим желанием и фанатизмом шли на тренировки, играли. Даже несмотря на то, что условия, возможно, были хуже, но страсти и желания у детей все равно было больше. А сейчас уже не наблюдается такого стремления. Да, занимаются, тренируются, но без такого желания, как предыдущие поколения.

И тут я снова хочу вспомнить о тренерах – от них, от их отношения и к ребятам, и к работе зависит очень многое. Если дети видят искреннее отношение, то будут ходить на занятия с удовольствием. Есть в нашей школе такие. Но есть и те, кто относится к делу тяп-ляп. Отработает свои полтора часа и побежит по своим делам. Естественно, у такого тренера и дети будут без желания заниматься. А потом многие даже не доходят до выпуска.

– То есть уходят из футбола в раннем возрасте?

– Да. Как уже сказал, начинают заниматься многие, но через несколько лет они уходят из спорта. В том числе потому, что тренеры не умеют их правильно мотивировать, да и сами демонстрируют свое пофигистическое отношение к работе. А дети это очень хорошо видят, ребята ориентируются на своего тренера.

– Может, отношение тренеров к работе связано с небольшой зарплатой? Сколько они получают в вашей школе?

– Следует сказать, что зарплата тренера зависит от нагрузки, стажа и категории. Если все это на достаточно высоком уровне, то средняя зарплата где-то в районе 800-900 рублей.

– Сколько времени за такие деньги работает тренер?

– Как правило, 800-900 рублей получают специалисты, которые берут полторы ставки. Соответственно, значительную часть дня люди проводят на стадионе, в школе. Тренировки и утром, и вечером. Иногда и днем нужно что-то поделать. В неделю выходит 27-30 рабочих часов на полторы ставки. При такой зарплате, естественно, многие ищут, где бы заработать на стороне. А как тренер может качественно работать, если он помимо футбола еще думает, где бы дополнительно заработать? Естественно, никто полностью себя не будет посвящать футболу. По сути, мы приходим к тому, что люди работают ради зарплаты, чтобы раз в месяц прийти в бухгалтерию и получить деньги. А дети, как я говорю, очень чувствуют отношение тренеров к делу.

– Федерация футбола как-то помогает вашей школе?

– В рамках какой-то программы поддержки положили два искусственных поля небольшого размера. Но остальные проблемы не решены. Инвентаря очень мало, форму многие покупают за свой счет. За выезды на соревнования платят родители, причем постоянно. Хорошо, если спортивные руководители дадут школе микроавтобус, но его тоже нужно заправлять за счет тех, кто едет на соревнования. Наверное, если бы руководитель нашей школы хотел развивать вид спорта, то находил бы деньги, как-то бы разговаривал с АБФФ. Но, видимо, нет у него желания – всё пустил на самотек.

– При этом в федерации постоянно говорят, что условия для подготовки юных футболистов улучшаются, появляются новые поля. Однако новые звезды все равно не появляются. Почему?

– Да, условия сейчас лучше, чем раньше, это объективно. Полей действительно стало больше. А ярких футболистов нет. Парадокс? Нет, потому что условия – это еще не все. Немаловажна и более качественная тренерская подготовка. Как я сказал, наших детей должны тренировать люди, которые хотят работать, которые хотят вместе с детьми достигать результата и жить футболом.

– Какие тогда три главные проблемы в белорусском детском футболе?

– Первое – отсутствие достойного финансирования. Детские тренеры получают мало, помощи от АБФФ в плане инвентаря и формы практически нет. Вторая проблема – отсутствие компетентных руководящих кадров. Именно тех людей, которые хотят развивать футбол. И третье – отсутствие необходимого количества качественных и грамотных тренеров.

– Но при этом хватает талантливых детей?

– По моему мнению, они есть. Но все эти обстоятельства, вся атмосфера, в которой дети тренируются, весь уровень нашего футбола заставляет ребят уходить из вида спорта в 14-15 лет. По сути, еще не начав. До 15 лет дети могут в футболе вариться, ни о чем не думая и наслаждаясь игрой, а когда встает вопрос о будущем, то игроки видят, что перспектив в Беларуси никаких. Ну, и зачем стараться, куда стремиться? А если еще рядом тренер, который не может мотивировать… Вот так мы и теряем талантливых футболистов. Не самая радужная футбольная бытовуха Беларуси убивает желание оставаться в этом виде спорта.

– Во многих спортивных школах сейчас проводятся идеологические беседы с юными атлетами, тренерами. Вашу школу это затронуло?

– В нашем городе много идеологии стало в общеобразовательных школах, а спортивные, по большому счету, пока не трогают. Если кого-то и обрабатывают, то тренеров и руководителей. Целые команды из отделов идеологии приходят в школу и начинают рассказывать, как и кого нужно поддерживать. Настраивают против БЧБ. Чиновники не думают, как создать более благоприятные условия для работы, а думают, как воспитать людей в идеологическом плане. Такое ощущение, что им наплевать, будет ли развиваться спорт. Главное – лояльность. Но радует, что в этой ситуации хотя бы детей не трогают, с ними не проводятся такие беседы.

***

– Расскажите, какая обстановка у вас в городе, какая атмосфера?

– Стремительный рост цен влияет на настроение людей. Атмосфера, будем прямо говорить, депрессивная. Люди уже не улыбаются, головы опущены, кругом серость.

– Можно сказать, что ваш город до событий 2020 года и после – это разные города?

– Однозначно. Плюс люди запуганы, боятся высказываться даже в своем окружении. В лучшем случае – в узком кругу, где пару человек. Потому что народ реально запуган, боятся за свою безопасность.

– Что волнует сейчас людей больше всего?

– Как выжить и политическая обстановка в стране, в том числе связанная с Украиной. Тема войны в Украине постоянно витает в обществе, люди обсуждают, боятся. Чего боятся? Чтобы Беларусь не втянули в войну. Народ в основном этого боится. При этом люди категорически против войны, они за Украину. По крайней мере в моем окружении я других мнений не слышал.

Так что, подводя итог, скажу, что людей волнуют четыре вещи: это постоянно растущие цены на товары, отсутствие многих продуктов в магазинах, накаленная политическая обстановка в Беларуси и война в Украине.

– А зарплаты в городе на каком уровне?

– Если трудиться на одном месте, нигде не подрабатывать, то у нас будет в среднем где-то 600-800 рублей. Ну и найти работу не так просто. А на 800 рублей в городе – это не жизнь, а выживание. Если еще есть дети в семье, то на тысячу или чуть больше рублей выжить очень тяжело. А цены ведь продолжают расти.

– Люди уезжают из города?

– Конечно. Многие уехали за границу, чтобы работать дальнобойщиками, просто в поисках лучшей жизни за рубежом. У кого есть возможность, те пользуются шансом уехать.

– Поствыборные события 2020 года ваш город тоже затронули?

– Да, были у нас акции протеста, до нескольких тысяч человек выходило на центральную площадь. Для нашего города это неплохая цифра.

Сейчас люди вспоминают те события и, скажу откровенно, очень жалеют, что так и не удалось тогда все поменять. Жители нашего города ждут и надеются на перемены.

– Откуда люди получают информацию: из госСМИ или ищут альтернативные источники?

– Врать не буду, есть часть населения, которая смотрит телевизор. В основном старшее поколение. А молодежь, более образованные люди смотрят YouTube, в интернете ищут информацию, читают телеграм. Конечно, осторожно, в открытую никто независимые СМИ не читает, но все равно ищут там информацию. Однако, повторюсь, люди телевизора все равно есть. Но, как мне кажется, даже они постепенно начинают прозревать. У таких людей есть дети, внуки, которые могут переубедить своих родителей, показать то, что не покажут по телевидению. Плюс они начинают задумываться о том, что не все так хорошо, как говорят по ТВ, когда сходят в магазин. В голове появляются мысли: «А может, это не такая уж и правда, что говорят в СМИ?» Можно сказать, холодильник побеждает телевизор после похода в магазин.

***

– Сейчас спорт в Беларуси под международными санкциями. Вы как тренер как к ним относитесь?

– Сложно ответить… Естественно, все взаимосвязано с политической ситуацией в Беларуси и мире. Никуда от этого не денешься – мы заложники ситуации. Единственное, я уверен, что если бы власти не довели до всей этой жести, которая творится в Беларуси и Украине, то и санкций не было бы. Это однозначно.

– Как относитесь к молчащим спортсменам, которые боятся говорить, даже находясь под банами?

– Не хочу никого критиковать, понимаю этих людей. Они же знают, что может произойти, если заговорят. Все же очевидно. В то же время осуждаю и буду осуждать таких атлетов, как Недосеков, Мирончик-Иванова, которые не устают нести пургу. В их случае так и хочется сказать: лучше иногда жевать, чем говорить. Ничего разумного они сказать не могут. А их поддержка власти – это исключительно преследование каких-то корыстных целей, мне кажется.

– Вы понимаете, почему беларусы в целом отвернулись от многих спортсменов, не поддерживают ту же сборную по футболу?

– Давайте посмотрим, кто играет за эту сборную. Далеко не самые сильные игроки. Такое ощущение, что туда набирают футболистов по степени их лояльности режиму. А это уже не сборная, а сборище. Меня сильно возмущает, что в команде нет Стаса Драгуна, Николая Золотова и Ильи Шкурина. Причины, конечно, понятны, вот поэтому я и говорю о том, что набирают по лояльности. У нас была бы неплохая сборная, если бы туда приглашали действительно сильнейших. Плюс, уверен, Георгию Петровичу [Кондратьеву] пора уже отправиться домой. Если поменять тренера и начать приглашать сильнейших игроков, не глядя на их гражданскую позицию и высказывания, тогда и сборная заиграет по-другому. Тогда будет именно сборная, а не сборище. Люди, уверен, повернутся к команде лицом и будут ее поддерживать.

Поделиться

Последние новости

Спасенные белорусские альпинистки рассказали, как выжили в горах Турции

Сестры-белоруски, которых двое суток искали в горах Турции, застряли из-за снегопада и ждали помощи в…

10 часов назад

Макс Корж выпустил первый клип после угроз ГУБОПиКа

«Вообще не планировал никуда выезжать. Пришли пацаны и сказали: «Слушай, что будем делать дальше?».

10 часов назад

5 признаков того, что ваши отношения с бывшим партнёром токсичны

Помните, что человек, с которым вы расстались, уже не номер один в вашей жизни.

10 часов назад

Тренер футбольного клуба из Англии связал неудачи своей команды с призраками

Главный тренер «Суиндона» из четвертой английской лиги Иан Холлоуэй нашел необычное объяснение плохим результатам своих…

12 часов назад

Под Мозырем отец сажал сына на цепь, чтобы тот делал «домашку». Ребенок не мог даже поесть и сходить в туалет

В Мозырском районе отец приковывал двенадцатилетнего сына цепью к батарее, чтобы тот не бродяжничал и…

13 часов назад

Доллар снова побил исторический максимум

На торгах Беларусской валютно-фондовой биржи 21 ноября доллар снова подорожал и установил очередной исторический максимум…

13 часов назад