«Достаточно необычные выборы»
Рассуждая о подготовке к парламентским выборам, Сергей Чалый отмечает, что если смотреть на цифры, эти выборы достаточно необычные.
Впервые происходит масштабная ротация депутатов. Если до этого на всех предыдущих выборах Лукашенко говорил, что хотел бы, чтобы примерно третья часть осталась в новом составе, потому что иначе придется примерно год новоизбранным входить в дела, то сейчас тех, кто остается, всего порядка 7%.
Почему так происходит, по словам Чалого, загадка. «На первый неопытный взгляд можно подумать (я такие версии уже встречал), что это такое извращенное исполнение когда-то данных Лукашенко обещаний (причем главным образом перед своими же сторонниками): «Я вам обещал конституционную реформу. Вот она». «Я обещал вам ротацию власти. Вот я вас всех и поменял».
На самом же деле, по словам Чалого, «родовая травма поражений 2020 года никуда не делась. Именно этим объясняется подготовка силовиков к этим выборам как к военной операции, так и действия самого Лукашенко».
Александр Лукашенко. Фото: Pavel Bednyakov, Sputnik, Kremlin Pool Photo via AP
Лукашенко не будет выдвигаться на президентских выборах
Чалый обращает внимание на очень важный момент — совершенно разные функции выборов в демократических и тоталитарных странах. В последних не народ выбирает достойного себе кандидата, а это такой ритуал, когда народ подтверждает, что он достоин своего правителя. Чалый напоминает, что Лукашенко сам говорил именно этими словами: «Выборы — это экзамен не для меня, а для вас».
«Однажды народ не сдал этот экзамен. И я уверен, что Лукашенко больше этот опыт повторять не будет. Я готов сделать прогноз, что он больше никогда не будет на президентских выборах выдвигаться. Для того, чтобы избежать такой необходимости, была создана специальная громоздкая конструкция в виде изменения функций Всебелорусского народного собрания, где Лукашенко себе пожизненно обеспечил как минимум место, а как максимум руководство этим самим органом», — отмечает эксперт.
Всебелорусское народное собрание
Говоря о новом механизме власти во главе с Всебелорусским народным собранием, Чалый замечает, что он будет неработоспособен:
«Представьте себе: Всебелорусское народное собрание утверждает так называемый внутри и внешнеполитический курс. Это основные направления социально-экономического развития, военная доктрина и концепция национальной безопасности. Соответственно, любой вновь избранный президент должен придерживаться курса. В противном случае он может быть отстранен от власти Всебелорусским собранием — никем не избираемым органом, который сама же действующая власть из своего же состава назначает.
В этом случае вопрос даже не в том, что выборы становятся бесполезными. Побочным, а на самом деле прямым результатом такой системы является то, что в ней невозможны вообще никакие изменения».
Как объясняет Чалый, в нормальной демократической стране субъектом изменений является президент. В новой белорусской системе этим субъектом должно быть Всебелорусское народное собрание (ВНС), которое наделено функциями придерживаться старого курса.
«Одновременно так не бывает. Ближайший аналог такого органа — Иранский совет стражей конституции. Но даже он по сравнению с ВНС оказывается верхом демократичности и гибкости. Иран — это теократия.
Результатом будет не укрепление вертикали власти, а полный остеохондроз позвоночника власти, когда гибкость полностью потеряна.
И вот эта вся громоздкая конструкция происходит потому, что когда-то один человек не нашел в себе смелости признать свое собственное поражение», — замечает Чалый.