Напомним, что в начале 2015 года по поручению президента была разработана и утверждена Совмином Программа эффективного использования мощностей цементной промышленности. Главной ее задачей стало повсеместное строительство дорог с использованием белорусского цемента, которому в связи с изменением внешней конъюнктуры стало очень сложно конкурировать на внешних рынках. Программа позволяла решить сразу две задачи: построить сеть долговечных дорог и загрузить три белорусских завода, которые после проведенной модернизации не могли загрузить свои мощности и получить достаточно средств для погашения долгов. Однако глобальные планы так и получилось воплотить в жизнь.
Предполагалось, что не менее 10% производимого в стране цемента будет использовано для строительства дорог. В связи с этим Министерству транспорта и коммуникаций, а также всем облисполкомам и г.Минску были спущены задания по строительству дорог с использованием цемента. Реально из всех задание выполнил только Минтранс и то лишь благодаря строительству второй кольцевой дороги вокруг столицы, где и до этого без всяких программ использовался цемент. В целом же по стране строительство “цементных дорог” практически не ведется.
Причин такой ситуации несколько. Как отмечает Комитет государственного контроля, задания регионам были спущены без какой-либо реальной оценки возможностей по освоению нового строительства. Министерство архитектуры и строительства просто взяло все объемы бюджетного финансирования, выделенные на строительство и реконструкцию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, разделило их между регионами, и исходя из этих средств, подсчитало кто и сколько должен потратить цемента на строительство новых дорог.
Облисполкомы даже не сопротивлялись, а просто взяли под козырек, а сами продолжали работать как работали. Ведь выполнить доведенные объемы строительства дорог и при этом использовать спущенные сверху объемы цемента реально было невозможно. Во-первых строительство дорог из цемента дороже. Во-вторых, для этого нужна новая дорогостоящая техника. А на все это дополнительных средств никто не выделил.
В общем, получилось, как в известной басне, когда жадный купец хотел пошить из овечьей шкуры как можно большее количество шапок. Скорняку оставалось только соглашаться и на две шляпы, и на три, и на десять. Вот так и облисполкомы согласились с доведенным заданием, а сделали, что реально смогли. Они бы согласились, даже если бы им довели в два раза большее задание – результат был бы тем же.
По данным КГК, в 2015 году на дорожное строительство было использовано только 5% произведенного в стране цемента, а не 10%, как планировалось. Комитет госконтроля рекомендовал правительству наказать виновных лиц. Облисполкомы пообещали в 2016 году активнее использовать на дорогах белорусский цемент. На этом все и завершилось. Однако, как и в 2015 году, сейчас цемент используется в основном только на строительстве МКАД-2. Некоторое оживление показал Мингорисполком, который начал использовать цемент дворовых территориях. В парке “Великий камень” на дрогах используется цемент. По всем остальным направлениям ситуация остается без существенных изменений. Ведь для того, чтобы перестроить все дорожное строительство в стране нужны огромные инвестиции – не столько в сам цемент, сколько в новую дорожную технику. А вот на это денег в казне нет.