Девушка с Урала
Агнии Павловне Омельчук в этом году 80. «Доживу ли?» – задаётся она вопросом. Душа болит, и сердце кровоточит, но умирать не хочется, признаётся пожилая женщина. Она мечтает правнуков дождаться, а уж потом встретить на небесах своего сыночка Павлика, дочерей Наталью и Татьяну, которые ушли из жизни, не ощутив её вкуса. И воссоединиться с любимым мужем, покинувшим её год назад.
Агнией девочку назвал отец. Он ушёл на фронт, когда ей исполнился годик, а старшей сестре Марии – два. В 1942 отца не стало – погиб в сражении под Москвой. Мать девочек так и осталась вдовой на всю жизнь, хотя к ней не раз сватались мужчины. Малышки росли в глухой уральской деревне, с детства привыкая к труду.
Агния любила учиться. После начальной школы, которая была в деревне, мама определила её в интернат в райцентре. Дома девочка бывала только на каникулах. Сколько себя помнит, много читала. Сдавала собранные ягоды: бруснику, клюкву – их из тайги несли мешками, а за вырученные деньги покупала книги. В итоге собрала богатую библиотеку, с которой не расстаётся и сейчас.
Любовь нечаянно нагрянула
Тот знаковый день из своей биографии Агния помнит в деталях. В 10-м классе приехала домой на зимние каникулы. Тянула воду из колодца. И в этот момент увидела, как по улице идёт парень – высокий, статный. Девушка обомлела, почувствовала, как что-то ёкнуло в сердце. Незнакомец тоже не сводил с неё глаз. Она смутилась и, схватив ведро с водой, убежала…
Она знала, что недалеко от деревни стоит геолого-разведывательная экспедиция, а бурильщики квартируют по домам сельчан. Догадалась, что парень как раз из них.
Уехала на занятия, а он, незнакомец с улицы, не шёл с головы.
В следующий приезд они встретились в клубе. Парень подошёл – познакомились. Василий оказался скромным, но решительным. Проводил Агнию до дома. Встречались, пока девушка не вернулась на учёбу.
Однажды он примчался к ней в общежитие и предложил поехать к нему на родину, в Беларусь, на свадьбу брата.
– Нет, – решительно сказала Агния. – Мне школу закончить надо и паспорт получить, чтобы выбраться из этого колхоза.
После окончания школы вернулась домой и устроилась воспитателем в детсад. Тётка хотела племянницу в город забрать, но Василий пришёл и сказал матери решительно: «Не отпущу. Мы поженимся».
А на Октябрьские Василий, взяв двух друзей, заявился в сваты. Пришёл да и остался.
Радости и потери
Расписались молодые через два месяца, когда добрались за 10 километров до сельсовета. К тому времени Агния уже была беременной.
Доченьку назвали Натальей. Она росла говоруньей и такой красавицей, что Агния боялась, чтоб ребёнка не сглазили.
Через 4 года в семье появился мальчик. В честь погибшего на войне деда его назвали Павликом.
– Жили мы счастливо. Василий хорошо зарабатывал на буровых установках. Решили перебраться в город, где больше возможностей, – вспоминает Агния Павловна.
Но вмиг всё изменилось. Тяжело заболела Наталья. В 5 лет у неё обнаружили опухоль головного мозга. А вскоре, когда Павлику было 2 годика, после прививки от кори, у него пошли осложнения. Малыш лежал в больнице и угасал на глазах. Василий стал бить тревогу, ребёнка вместе с мамой вертолётом отправили в Москву. Тамошние медики констатировали: «Поздно. Время упущено». Василий, оставив дочь на тёщу, отправился за женой и сыном.
Ребёнок едва дышал, лёжа головой на коленях отца: «Папа, пойдём гулять», – прошептал он. Это были его последние слова.
Родители не могли предаться своему горю, поскольку нужно было думать, как с покойным сыном добраться до Свердловска. А дальше – до дома.
Чтобы не тратить время на оформление документов на транспортирование гробика, Агния и Василий, получив тело сына, завернули его в одеяльце и купили билеты в плацкартный вагон. Пассажиры интересовались, почему малыш всё время спит…
Похоронив сына, сосредоточили всю свою любовь на болевшей дочери. А вскоре Агния вновь забеременела. Татьяна родилась здоровой и крепкой.
Тем временем развалилось предприятие, где работал глава семейства, и он предложил переехать на родину, куда давно звали родственники.
Из колхоза в колхоз
Так, в 1968 году семья обосновалась в деревне Перуново Лунинецкого района. «Из колхоза убежать хотела и в колхоз вернулась», – сказала тогда мать Агнии.
Люди приняли Агнию доброжелательно, хотя она отличалась от местных говором и манерами. Устроилась полеводом в колхозе. Приходилось выходить и на зерноток. Там заработала астму.
Вначале жили в доме у тёти Василия, а потом купили домик – на хуторе, неподалёку от деревни.
– Хатка маленькая, без света и воды. Но главное, имели своё жильё, – говорит, возвращаясь в прошлое, Агния. – Вася провёл электричество, вместе мы выкопали колодец. Он просил тогда: «Не надо мне помощи, а то родишь ещё тут». – Тогда она снова ждала ребёнка.
На свет появилась Елена. Сразу всё казалось благополучно, но когда девочка стала на ножки, она переваливалась со стороны в сторону, как утёнок. Обратились к врачам. После обследования выяснилось, что у неё родовая травма – повреждение суставов ножек.
Теперь в Минск к врачам мать везла сразу обеих дочерей: Лену – на вытяжку, Наталью – на очередной курс лечения. Женщина металась между больницами…
Муж в это время оставался с Татьяной дома, занимался хозяйством, работал трактористом в колхозе. Все деньги тогда уходили на лечение детей, каждая копейка была на счету.
Неожиданностью для Агнии стала новая беременность. Переживая и боясь не совершить ошибку, всё же решила прервать её, поскольку дочери нуждались в каждодневной помощи, она переживала, что не справится с новорожденным. Василий отговаривал, она была непреклонна.
В тот день, когда женщина планировала поехать в город на аборт, муж должен был договориться с машиной. В назначенное время транспорт не пришёл. Так Агния и проходила день по дому, нервно шагая от стены к стене… Муж пришёл с работы с виноватым взглядом: «Ну, не переживай, вырастим. А вдруг мальчик родится?»
Жена больше не перечила. Так тому и быть…
Младенец так настойчиво просился на свет, что роды случились прямо дома. Сын! Василий ликовал! Она была счастлива, что всё сложилось именно так, как он решил в тот сложный для семьи период.
– Если бы не ты, – сказала Агния мужу, – малыша бы не было. – И назвала сына в честь своего любимого – Василием.
Похороны и похороны…
Состояние Натальи ухудшалось, день ото дня число приступов росло. В редкие минуты, когда приходило успокоение, она утешала родителей: всё будет хорошо.
Она страшно мучилась, изнемогая от боли. 12 февраля 1977 года жизнь 17-летней Натальи оборвалась… Девственно белый снег и такое же платье дочери до сих пор у матери перед глазами.
Родители в буквальном смысле дрожали над своими оставшимися тремя детьми. Вроде бы всё стало на круги своя: все поступили учиться, куда хотели. Татьяна стала учителем, Лена – медсестрой. Младший сын любил спорт, выучился на физрука. Все обзавелись семьями.
У Лены родилась дочка, у Василия – сын.
Бог не дал детей Татьяне, много лет она лечилась от бесплодия. После одного из обследований ей сказали: не то лечите.
Вердикт врачей – онкология 4-й степени. Агния и Василий не могли поверить в страшный диагноз дочери. Жизнелюбивая и активная, она была воплощением энергии и красоты. Мать лила слёзы дни и ночи напролёт, просила Боженьку не забирать её дочь.
– Возьми лучше меня, ведь я уже похоронила двоих детей, – просила женщина.
Но чуда не случалось. После трёх лет мучений, Татьяна умерла. Ей было 47.
– Бог, зачем ты забираешь моих детей? – спрашивает Агния Павловна Всевышнего. И сама же отвечает: – Наверное, он взял меня на испытание: похороны и похороны…
Все горести они делили с мужем на двоих, он был опорой, ведомым в семье. Потому, считает Агния Павловна, и выстояли, дожили до старости. Осенью 2019 готовились встретить 60-летие совместной жизни… Но Василия не стало. В день Светлой Пасхи он прилёг отдохнуть после обеда… и не проснулся.
Женщина признаётся, что очень тоскует и, между тем, чувствует присутствие мужа в их доме. Постоянно размышляет: а что бы сказал, что бы посоветовал в той или иной ситуации её Василий.
Если любовь настоящая…
Сын Василий, как две капли, похожий на отца, сейчас ухаживает за матерью. А она винится перед младшеньким, что когда-то допустила мысль не дать ему родиться.
Агния Павловна по-прежнему любит читать, причём, делает это без очков. И хотя она имеет букет болезней и ходит с палочкой, считает, что муж оберегает её с небес, чтобы она пожила ещё и смогла осуществить свою мечту – подержать на руках маленьких правнуков, их продолжение.
– Живите в любви, будьте друг для друга руками и глазами, солнцем и воздухом, которым не надышаться! – такой совет мудрая женщина адресует не только своей внучке Насте, которая в прошлом году вышла замуж, но и каждой паре, решившей начать совместную жизнь. И подмечает: – Если любовь – настоящая, это не на день. Это навсегда.