С начала этой недели активисты по инициативе лидеров крымских татар начали блокировать дороги, ведущие из Украины в Крым, не пуская на полуостров фуры с продовольствием.
Только в первый день блокады в Крым не попали более 200 грузовиков. По данным активистов, летом через местные пункты пропуска проходили по 400-500 фур в день.
Активисты, назвавшие свою акцию гражданской блокадой, говорят, что таким образом хотят привлечь внимание к притеснениям крымских татар в аннексированном Россией Крыму, а также к парадоксальной, на их взгляд, ситуации, когда Украина поставляет продукты на территорию, которую считает оккупированной.
В Крыму заявляют, что большинство продуктов на полуострове имеют российское происхождение, и полуостров зависит от Украины все меньше и меньше. Украинские эксперты с ними не совсем согласны.
Начало акции совпало с вступлением в силу указа президента Украины о санкциях против лиц и компаний, причастных к аннексии Крыма и конфликту на Донбассе.
Служба национальной безопасности Украины (СНБО) получила право определять перечень санкций еще год назад, однако за полтора года, прошедших с аннексии Крыма, Киев не слишком ограничивал свои экономические связи с Москвой – от торговли до деятельности предприятий, компаний и банков.
Украина лишь прекратила сотрудничество с Россией в сфере ВПК, запретила транзит российской военной техники по территории Украины, а также ввела ряд персональных ограничений.
Это касалось и Крыма: Киев благодарил западные страны за их санкции и одновременно продолжал торговать с полуостровом.
Более того, в соответствии с принятым год назад законом Крым получил статус свободной экономической зоны. Среди прочего это означает, что украинские предприятия, которые продают свои товары на полуостров, фактически становятся экспортерами и не платят налог на добавленную стоимость, а следовательно, получают более высокую прибыль.
“Поскольку Крым невозможно вернуть быстро, закон надо пересматривать и вообще вводить другую философию отношений”, – считает Ксения Ляпина, один из авторов закона о СЭЗ “Крым”
Именно отмены этого закона, который делает торговлю с аннексированным Крымом не просто возможной, но и очень выгодной, требуют, среди прочего, активисты, которые заблокировали трассы на подъезде к Крыму.
Год назад одна из авторов закона о СЭЗ “Крым” Ксения Ляпина объясняла его необходимость тем, что надо было обеспечить легальные основы для работы тех украинских предприятий, которые остались в Крыму, или же для тех украинских предприятий, которые до сих пор ведут бизнес с Крымом.
Теперь Ксения Ляпина, которая сейчас возглавляет Государственную регуляторную службу, говорит, что закон не сработал так, как надеялись его разработчики.
“Закон был чисто экономическим, и был рассчитан на то, что нам как-то быстрее удастся вернуть Крым, чтобы не разрушилась его инфраструктура и экономические связи. Но крымские татары справедливо замечают, что Украина имеет экономические отношения с территорией, на которой власть откровенно уничтожает коренной народ. Поскольку Крым невозможно вернуть быстро, закон надо пересматривать, и вообще вводить другую философию отношений, потому что мы понимаем, что никакие экономические отношения с территорией, которая, к сожалению, занята агрессором, невозможны “.
Еще во времена, когда Крым де-факто был в составе Украины, он был дотационным регионом, который покрывал недостаток собственных средств дотациями из госбюджета. При этом “материк” обеспечивал до 80% продовольствия и воды, 85% электроэнергии, 34% газа и 100% телекоммуникаций в АРК.
Однако в самом Крыму говорят, что за полтора года многое изменилось, и что по крайней мере без украинских продуктов вполне можно справиться. Хотя и признают зависимость от поставок из России.
В июне этого года во время экономического форума в Санкт-Петербурге самопровозглашенный “председатель республики Крым” Сергей Аксенов заявил, что Крым не может прокормить себя сам: “Мы так или иначе с материковой части России много завозим. Это касается и строительных материалов, и продуктов питания “.
По его же словам, на государственных предприятиях выпекают только половину крымского хлеба, и молоком полуостров обеспечивает себя только на 50%.
“У нас сейчас на рынках 90% продукции – это продукция российского производства. При таком подходе в течение двух недель на полках супермаркетов вовсе не будет украинской продукции”, – говорит он.
Тогда же в июне заместитель министра промышленной политики Крыма Константин Равич говорил, что доля российских товаров в Крыму приближается к 80%, а затем Крым будет зависеть от Украины все меньше и меньше.
В сентябре, комментируя планы украинских активистов по блокаде Крыма, Сергей Аксенов заявил, что в Крыму уже 90% продуктов имеют российское происхождение.
“Уже практически все сетевые компании и частные предприниматели заключили соглашения с материковыми сельхозпроизводителями. У нас сейчас на рынках 90% продукции – это продукция российского производства. При таком подходе в течение двух недель на полках супермаркетов вовсе не будет украинской продукции”, – заявил Аксенов.
Данные по объемам торговли с Крымом несколько отличаются даже в украинских государственных органах, и на порядок отличаются от цифр, которыми оперируют представители нынешней крымской администрации.
Таможенное оформление грузов, следующих в Крым, началось только после вступления в силу закона о СЭЗ “Крым”, то есть с конца сентября 2014 года.
Как сообщала Государственная таможенная служба Украины в ответ на запрос Украинской службы Би-би-си, с 27 сентября по 31 декабря 2014 общие объемы перемещения украинских товаров с материковой части в Крым составили 1 млн 147,2 тыс. тонн фактурной стоимостью 431 млн долларов США.
В то же время по данным Крымстата, за апрель-декабрь 2014 импорт в Крым составил 84 млн долларов, и доля Украины в нем составляла всего 3,1%.
То есть, по украинским данным, за три месяца до конца прошлого года в Крым из Украины завезли товаров почти на полмиллиарда долларов, а по данным крымской администрации, за восемь месяцев после аннексии из Украины поступило товаров в пять раз меньше.
Различаются показатели и за 2015 год.
С 1 января свои подсчеты по торговле с Крымом ведет и Государственная служба статистики Украины. По ее подсчетам, за первое полугодие 2015 году в Крым из Украины завезли товаров на сумму 472 млн долларов.
По данным крымской статистики, за это же время из Украины поступило товаров на 19 млн долларов, что составило 35,4% общего импорта полуострова.
Крымский экономист Юрий Смелянский, который был вынужден переехать в Киев после аннексии Крыма, говорит: если брать период до аннексии, то зависимость Крыма от материковой Украины по продуктам питания составляла около 50-60%.
По его словам, она сохранилась примерно на том же уровне, просто за время, прошедшее после аннексии, крымские предприятия перерегистрировались как российские, хотя сырье для своего производства до сих пор получают из Украины.
“Товары, которые они выпускают, и которые попадают на полки крымских магазинов, теперь считаются товарами, которые произведены в Российской Федерации. Но сырье для их производства в основном продолжает поступать с материковой части Украины, в том числе сахар, молоко, мясо, картофель. Зависимость никуда не делась, она является серьезной, и способной существенно подорвать продовольственную безопасность Крымского полуострова”, – говорит эксперт.
Он также добавляет, что поставки из России очень ограничены небольшой пропускной мощностью Керченской переправы и даже погодными условиями, особенно в период осенне-зимних штормов. “Определенные наработки есть, но это наработки нестабильных поставок”, – говорит экономист.
Юрий Смелянский также утверждает, что некоторое время Крым продержится на запасах, и поэтому не стоит ожидать, что дефицит продовольствия возникнет уже завтра. Однако товары имеют свой срок годности, особенно пищевые продукты.
Экономист также обращает внимание и на еще одну деталь, о которой упоминали и организаторы “пищевой блокады”: избыточность поставок украинских товаров в Крым, даже с учетом того, что на полуострове значительно возросло количество российских военных, которые базируются в Крыму.
Уже на протяжении года обозреватели, которые занимаются темой Крыма, предполагают, что избыток украинских товаров вполне может идти “прямо на Керчь”, то есть поставляться в Россию.
Комментируя такую возможность, Юрий Смелянский предлагает поразмышлять над абстрактными цифрами: “Медицинская норма потребления для трудоспособного взрослого мужчины составляет 870 гр белков, жиров и углеводородов в сутки. Пусть будет килограмм. В Крым, мы подсчитывали, завозилось продуктов, если посчитать на душу населения, общим весом около 4,2 кг в сутки. Куда деваются лишние 3,2 кг?”
Премьера состоится в следующем году.
Начиная с 6:00 утра 22 ноября зафиксировано как минимум 14 заходов российских дронов-камикадзе типа «шахед»…
Министр иностранных дел России приехал в Брест на совместную коллегию и решил пообщаться со студентами.
С каждым годом на дорогах Полесья увеличивается количество автомобилей, и вместе с этим растет число…
Увы, главная проблема не в том, что они быстро заканчиваются.
Александр Лукашенко, выступая в лингвистическом университете, прокомментировал отключение интернета во время протестов в августе 2020…