10 ноября 2024, воскресенье10:29

Общество

Бизнес закончился, картошка собрана

16 марта 2016, 10:34

Юрий Чиж до недавнего времени был не только олигархом № 1 Беларуси.

Глава группы компаний «Трайпл» Юрий Чиж был еще и соседом Александра Лукашенко в поселке Дрозды (это такой белорусский вариант кооператива «Озеро»), сопровождал правителя в поездках в Сочи и Эмираты, помогал правителю собирать картошку и арбузы.

В это время заместитель и давний партнер Чижа Владимир Япринцев был уже несколько дней как арестован. А в минувшую пятницу вечером белорусские чекисты арестовали самого Чижа. В субботу стало известно, что ему предъявлено дежурное обвинение (статья 243, часть 2, уклонение от уплаты налогов и сборов в особо крупном размере) и что вместе с ним задержаны еще несколько высокопоставленных сотрудников его холдинга.

В отличие от США, где за неуплату налогов сесть можно на десятки лет, в Беларуси это не является особо тяжким преступлением. Даже с учетом части второй — особо крупный размер — статья предусматривает лишение свободы на срок от трех до семи лет или ограничение свободы на срок до пяти лет. Так что не исключено, что в течение этой недели Чижу предъявят и новые обвинения. А может быть, и не предъявят, а вообще освободят. Ведь смысл придворных арестов всегда один: или откормленный государством бройлер успешно ощипывается и выбрасывается из тюрьмы, или начинается большой показательный судебный процесс, чтобы вся прочая бизнес-челядь трепетала.\

Шоу и постановщик

До 11 марта Чиж и все его компании считались неприкосновенными. Туда просто так, с улицы, и налоговая проверка не могла прийти. А уж «маски-шоу» — тем более. Но в пятницу вечером в центральный офис «Трайпла» ворвался спецназ. Обыски продолжались всю ночь. А в понедельник те же «маски» пришли в велнес-клуб жены Чижа.

Светлана Чиж несколько лет назад благодаря мужу открыла не какой-нибудь там фитнес, а настоящий роскошный велнес-клуб. Но в понедельник вечером клиенты не смогли даже въехать на парковку, а испуганные тренеры и администраторы по телефону объясняли, что в клуб пришла некая проверка. Столь демонстративные, наводящие ужас на изрядно уже ощипанное бизнес-сообщество действия КГБ — это, конечно, большое шоу. И без личного участия Александра Лукашенко в этой постановке оно бы просто не состоялось.

От газировки к нефти

Юрий Чиж начинал в девяностые годы с производства стеклопакетов: все тогдашние белорусские бизнесмены, покупая свои первые квартиры и дома, за стеклопакетами шли к Чижу. Потом — производство газировки, открытие ресторана в центре Минска, покупка еще нескольких ресторанов. А в 1999 году Чиж указом Лукашенко был включен в совет по развитию предпринимательства. Тогда же он стал владельцем контрольного пакета акций и главой наблюдательного совета футбольного клуба «Динамо-Минск».

В 2002 году Юрий Чиж начал заниматься и нефтяным бизнесом: «Трайпл» закупал в России нефть, перерабатывал ее в Мозыре и Новополоцке и продавал нефтепродукты в Европу. Заодно открывал гипермаркеты, строил дома и горнолыжные курорты с прилегающими к ним коттеджными поселками. Со строительством все было очень просто: Чиж получал участки в историческом центре Минска в обмен на обязательство построить 100 тысяч квадратных метров жилья для военнослужащих. Правда, в июле прошлого года, когда дома для военных должны были быть введены в строй, оказалось, что вводить нечего, и указом Александра Лукашенко сроки сдачи жилья были перенесены на год. Кого теперь обяжут достраивать эти дома — неизвестно.

С нефтью Чижу повезло еще больше. В 2010 году Россия, Беларусь и Казахстан подписали соглашение о сотрудничестве в рамках Единого экономического пространства. Беларусь начала закупать российскую нефть беспошлинно. Экспорт нефтепродуктов, произведенных из российского сырья, два года составлял чуть меньше 70% всего белорусского экспорта. При этом Беларусь была обязана перечислять в бюджет России 100% экспортных пошлин на нефтепродукты, продаваемые за пределы Таможенного союза. И тогда началась масштабная афера, в которой Юрий Чиж играл одну из главных ролей: в перечень нефтепродуктов, при экспорте которых уплачивается пошлина, не вошли сложные растворители и разбавители. И их поток хлынул в Европу.

Растворился

В 2012 году российские чиновники, наконец, удивились: Беларусь экспортирует растворителей и разбавителей больше, чем составляет объем мирового рынка. А бензин и солярку практически не продает — притом что покупает в России нефть и перерабатывает ее на двух НПЗ. Россия оценила свой ущерб в 3 млрд долларов. (Кстати, сразу после того, как растворительный проект свернули, Беларусь внезапно стала ведущим мировым экспортером битума и битумных смесей.)

Растворительный бизнес рухнул вовремя: в 2011 году Юрий Чиж и его компании попали под санкции Евросоюза, то есть Чиж — в список персон нонграта, а «Трайпл» — в список предприятий, к которым применены экономические санкции. Юрий Чиж пытался судиться с Советом ЕС, а параллельно запустил строительство отеля Kempinski к чемпионату мира по хоккею 2014 года в Беларуси. Вместе с отелем Чиж строил на той же площадке дом.

Это оказались самые гнусные коробки в городе, изуродовавшие центр Минска и «въехавшие» прямо в парк Горького, который был открыт больше 200 лет назад и до революции назывался Губернаторским садом. Это место любят все минчане, там гуляют дети и влюбленные парочки, там красиво, уютно и зелено. Теперь этот парк «украшают» две недостроенные бетонные коробки.

Коробка из-под отеля

Наблюдатели утверждают, что неприятности у Чижа начались после ареста его заместителя Япринцева. Он вместе с сыном Казбеком был арестован по обвинению в мошенничестве в августе прошлого года. В декабре председатель КГБ Валерий Вакульчик заявлял, что с делом все понятно, следствие закончено, и в первом квартале нынешнего года материалы дела поступят в суд. Но пока не поступили, зато в соседней с Япринцевым камере оказался сам Чиж.

Скорее всего, неприятности у Юрия Чижа начались гораздо раньше. Возможно, с того самого чемпионата по хоккею. В положенный срок, к маю 2014 года, он не открыл отель Kempinski. Хотя застройщик СП «Элит-Эстейт» — одно из предприятий группы «Трайпл» — был освобожден от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров для проектирования, строительства и оснащения комплекса. Но в положенный срок объект не сдали. Лукашенко лично продлевал сроки строительства и сдачи, пока не разразился скандал: официальный представитель сети Kempinski Мария Кун в конце 2014 года заявила, что никаких проектов с Беларусью у компании нет. То есть коробка, которую официально объявили первым в Беларуси отелем сети Kempinski, на самом деле все это время была просто безымянной коробкой. И непонятно, то ли Чиж все это время просто обманывал Лукашенко, то ли они врали вместе. В любом случае у президента было куда больше возможностей остаться ни при чем, которыми он и воспользовался.

Уже полгода серый убогий недострой торчит посреди города как напоминание об изменившихся для Чижа временах. Мэр Минска Андрей Шорец осенью сказал, что для завершения строительства нужна сумма со столькими нулями, что найти нового инвестора слишком сложно. Это для Чижа — друга Лукашенко — сложно? Никто из белорусских бизнесменов просто не осмелился бы отказать Чижу, обратись он с просьбой поучаствовать в проекте. И если у одного потенциального инвестора не хватает нулей на счетах, сотня таких инвесторов наверняка смогла бы закончить строительство. Но никакого белорусского Kempinski не существует в природе, растворительный бизнес закончился, картошка собрана, Чиж арестован. Если его в ближайшие дни освободят — цепочка начнет раскручиваться в обратном направлении. Если нет — в ней появятся новые звенья.

Кстати, санкции с Юрия Чижа и его компании были сняты лишь в сентябре прошлого года. Достаточно времени, чтобы уехать. Но слишком мало, чтобы отказаться от того образа жизни, который он привык вести в качестве наперсника, кошелька и распорядителя части имущества Александра Лукашенко.


Снимок носит иллюстративный характер / Фото: msavto.by