14 ноября 2024, четверг01:01

Общество

Белорусские власти ведут информационную войну на два фронта

18 апреля 2020, 8:34

Снимок носит иллюстративный характер

Снимок носит иллюстративный характер

Эксперты инициативы iSANS проанализировали действия властей на информационном поле в сегодняшних сложнейших условиях.

Последние несколько дней государственные телеканалы Беларуси обрушиваются с жесткой критикой на своих российских коллег. Но поможет ли им это в информационном противостоянии?

Эксперты инициативы iSANS в мониторинге публикаций по теме COVID-19 фиксировали, что в российских медиа продвигается нарратив о неспособности белорусского государства справиться с эпидемией и поэтому необходима гуманитарная операция (читай: интервенция).

С момента публикации результатов мониторинга в первой неделе апреля давление только усилилось, и белорусские власти решили контратаковать. Для противодействия угрозе на внешнем направлении были задействованы государственные телеканалы.

13 апреля на «Беларусь 1» вышел сюжет с жесткой критикой публикаций российских медиа и опровержением сделанных ими заявлений. Через несколько дней на том же канале показали сюжет о попытке купить заказные посты с критикой Лукашенко в крупном telegram-канале «Беларусь головного мозга». Подкрепилось это сюжетом по ОНТ о кризисе в России и о том, как тяжело, страшно и неправильно распределяется государственная поддержка олигархическому бизнесу.

С одной стороны, отмечают эксперты iSANS, это попытка отстреляться, а не отсидеться, что уже неплохо. С другой стороны, стрельбу в белый свет как в копеечку нельзя назвать эффективной. И на это есть несколько причин.

iSANS — международная экспертная инициатива, направленная на анализ и противодействие гибридным угрозам. В нее входят эксперты, медиаактивисты и журналисты из Беларуси, стран Восточного партнерства, Евросоюза, США и Канады.

Во-первых, это не является продуманной информационной политикой. Просто высмеять российские медиа в эфире недостаточно. Белорусская аудитория продолжает находиться под значительным влиянием росСМИ и зачастую делает выбор в их пользу на фоне противоречивых действий своего государства. Тем более что проблемы есть, и они очевидны. Можно убеждать свою аудиторию, что всё хорошо, но реальность упорно твердит обратное.

Второй нюанс чисто технический — белорусские государственные медиа попросту не обладают необходимыми возможностями, чтобы тягаться на равных с российскими ресурсами по качеству и масштабу работы.

Вирусные ролики с заявлениями президента набирают миллионы просмотров из РФ, но им не перебить поток технически совершенной пропаганды от российских производителей контента.

Третья же проблема, которая является ключевой, это отсутствие доверительного диалога в и без того расколотом обществе. Наравне с критикой российских медиа, параллельным треком поступают угрозы и предостережения игрокам на внутреннем поле. В частности, в заявлении 13 апреля на совещании с силовиками Александр Лукашенко заявил, что и своих надо контролировать, призвав КГБ быть пожестче.

Здесь очень показателен кейс с вынесением предупреждения от Мининформа изданию «Медиа-Полесье», которое дало недостоверную информацию о смерти пациента. Официальной информации им не предоставили, и журналисты сослались на слова врача, работающего в той же больнице. Впрочем, ошибку быстро исправили. И ее причиной региональные журналисты прямо называют «отсутствие официальных источников, нежелание чиновников ответить на элементарные, значимые для людей вопросы».

И эта ситуация типична для всей страны. Вместо открытости и прозрачности журналисты как небольших региональных ресурсов, так и крупнейших порталов отмечают закрытость и отсутствие реакции на их запросы.

Аудитория, видя, что власти отмалчиваются, начинает воспринимать любые панические слухи и недостоверную информацию из неподконтрольных властям источников. Которые ни оштрафовать, ни заблокировать уже не получится. И одной критикой этих источников проблему не решить.

Негосударственные акторы играют не меньшую роль в информационной безопасности, чем госструктуры. Те же блогеры, которых государство обвиняет в нагнетании истерии, выполняют роль, с которой не справляются государственные медиа — привлечение и удержание белорусской аудитории.

В подтверждение уже упомянутая история блогера, у которого пытались купить рекламу, очевидно негативно влияющую на ситуацию в Беларуси. Он отказал, несмотря на критическое отношение к власти и очевидный материальный интерес.

Важно упомянуть и независимых аналитиков и экспертов, которые работают с данными и открыто предупреждают о возможных последствиях принимаемых решений. В ответ на них льется поток грязи от государственных медиа.

И тут стоить задаться вопросом: кто ценнее для государства — критики, способные обосновать свои выкладки, или государственные эксперты, которые еще месяц назад называли коронавирус «симулякром». С того момента от этого симулякра уже погибли десятки людей, а счет инфицированных идет на тысячи.

Независимые медиа здесь отыгрывают роль верификатора, они гибче и оперативнее «госов». Сложно представить, какой поток мусора им приходится отфильтровывать, чтобы давать реальную картинку происходящего. Особенно это видно по репортажам из регионов, откуда порой поступают панические слухи о вспышках пневмонии и заваленных моргах.

В этой ситуации государство просто обязано не критиковать и давить собственные внутриреспубликанские источники, а наоборот — поддерживать их: давать исчерпывающую информацию о происходящем на местах.

И если власти будут продолжать давить негосударственных акторов и угрожать им, это ослабит общий информационный иммунитет страны. И в столкновении с внешней угрозой государство просто не выстоит в одиночку.

 


Снимок носит иллюстративный характер