После смерти бабушки растить Фаину взялся ее родной дядя, проживавший в Барановичах. Одинокий мужчина как мог ухаживал за племянницей. Периодически помогать ему брались сожительницы. Очередной из них стала цыганка, назвавшаяся Альбиной. В дом дяди Альбина въехала вместе со своим сыном. И жить бы всем вместе большой и дружной семьей, да только цыганская кровь звала в дорогу, не давала засиживаться на одном месте.
В то сентябрьское утро 2003 года Альбина взяла с собой сына, семилетнюю Фаину и отправилась в город, где ей, как она рассказала, добрые люди должны были дать детские вещи. Наступил вечер, но цыганка и дети домой не вернулись. Не появились они ни на следующий день, ни через неделю. Тогда дядя обратился с заявлением в милицию.
Сотрудники уголовного розыска тут же начали искать ребенка, которого увела из дому цыганка. По крупицам собирая информацию, они пытались выйти на след Альбины. Начали с проверки всех, кто когда-либо знал или видел исчезнувшую похитительницу. Узнав, что до приезда в Барановичи Альбина жила в Толочинском районе, немедленно выехали туда, чтобы опросить ее бывшего сожителя и других знакомых цыган. Увы, этот след ни к чему не привел. Дальше сыщики отправились в Борисов, где также бывала женщина. Там удалось узнать лишь то, что ее имя вымышленное.
– В ходе разыскных мероприятий оперативным сотрудникам удалось установить, что искомую цыганку зовут Рада, – рассказывает оперуполномоченный уголовного розыска городского отдела милиции Анастасия Шевелева. – По имеющимся документам выходило, что она является уроженкой города Саранска Пензенской области. Однако и эти сведения оказались вымышленными: Саранск на самом деле находится в Мордовии, а не в Пензенской области.
И хоть эта ниточка тоже не привела к ощутимому результату, оперативники поняли: искать пропавшую цыганку и похищенную девочку нужно не только в Беларуси. "Альбина" вполне могла отправиться и в Россию, Украину или Молдову.
– Ориентировки мы направили в Астрахань, Свердловск, Архангельск, Саратов, Саранск, Смоленск, Москву, Львов и другие города, – говорит Анастасия Шевелева. – Одновременно проводили проверку всех неопознанных детей цыганской национальности, обнаруженных на территории Беларуси и города Москвы, проверяли бюро регистрации несчастных случаев.
Поиски, продолжавшиеся десять лет, так и не приносили результата. "Альбина" с похищенной Фаиной как в воду канули. Неожиданные подвижки случились уже в этом году. Барановичским сыщикам удалось выяснить, что обнаружено совпадение отпечатков пальцев цыганки в базе "Папилон" Министерства внутренних дел по Республике Татарстан и Приволжскому федеральному округу. Искомая оказалась 38-летней цыганкой по имени Ольга, уроженкой города Пензы. А вскоре стало известно, что сейчас Ольга отбывает наказание за кражу в одной из российских колоний.
Российские коллеги по просьбе барановичских сыщиков побеседовали с цыганкой. Та свою причастность к похищению девочки отвергла. Мол, на самом деле это была ее сестра. Но все же российским полицейским удалось выяснить, что украденная девочка попала в приют, а после – в детский дом города Чапаевска Самарской области.
– Поскольку никаких данных об имени ребенка не было, по решению суда ей присвоили новые анкетные данные, – поясняет Анастасия Шевелева. – Теперь ее зовут Русалина. Сотрудники детского дома предоставили нам информацию о том, где она может проживать в настоящее время.
Так сыщики нашли Русалину. Чтобы удостовериться в том, что она и есть та самая разыскиваемая Фаина, оперуполномоченные уголовного розыска попросили российских коллег взять у нее образцы генного материала и направить их в Беларусь. Со своей стороны такие же образцы взяли и у родителей Фаины. Генотипоскопическая экспертиза подтвердила, что она и есть та девочка, которую искали 11 лет.
– По нашей просьбе российские коллеги сообщили Русалине-Фаине о том, что ее ищут родственники из Беларуси, – рассказала Анастасия Шевелева. – Девушка, узнав об этом, попросила дать ей номер телефона своих родителей. Мы же со своей стороны передали ее матери номер мобильного телефона дочки.