Информационная политика властей в отношении COVID-19 напоминает советские практики замалчивания и полуправды…
В сегодняшнем дневном выпуске новостей на телеканале «Беларусь 1» основное место занял сюжет, посвященный готовности белорусской армии реагировать на учения НАТО «Защитник Европы 2020». Коронавирус шел вторым планом, причем в мажорном ключе.
Белорусское военное руководство словно захотело подтвердить ироничное высказывание, что генералы всегда готовятся к прошедшей войне. В этом случае — к практически свернутым в связи с коронавирусом маневрам эвентуального противника.
Да, Александр Лукашенко, принимавший с докладом генералов, оговорился, что натовцы «значительно отступили от своих первоначальных планов». Но тем не менее подчеркнул, что вопрос реагирования на учения «Защитник Европы 2020» — это «на злобу дня вопрос».
В отношении же COVID-19 главнокомандующий в очередной раз употребил слово «психоз». Министр обороны Виктор Хренин в свою очередь отрапортовал перед телекамерами, что на сегодняшний день в вооруженных силах страны нет ни одного случая заражения коронавирусом. Здесь, правда, стоило бы добавить: ни одного установленного случая.
Тема этих учений Североатлантического альянса сейчас для нас «вообще неактуальна», заявил в комментарии для Naviny.by руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников.
По его мнению, «тему разгоняют», чтобы просто переключить внимание с ситуации, связанной с распространением коронавируса в мире и Беларуси, «на некую другую угрозу». Причем у зрителей может сложиться впечатление, что поскольку противостоять угрозе собираются генералы, то она не менее опасна, чем COVID-19, отмечает эксперт.
Кроме всего прочего, министр обороны доложил главе государства о подготовке к параду в связи с 75-летием Победы. Пока не видно, чтобы высокое руководство терзалось вопросом, нужен ли парад в условиях пандемии.
Солдатам прикажут — и те пройдут чеканным шагом, тут проблемы нет. Но поглазеть на милитаризованное действо обычно собирается много гражданских, в том числе пожилых. Короче, гуляй, вирус! Неужели ритуал важнее здоровья людей?
Между тем в Беларуси, по официальным данным, зафиксировано уже 152 случая положительных тестов на COVID-19. Предыдущие данные Минздрав публиковал 27 марта. Тогда было 94 зарегистрированных случая.
Как видим, ведомство не частит с информацией. Вдобавок сообщения Минздрава превратились в ребусы. Журналистам приходится самим вычислять общую цифру.
Белорусская ассоциация журналистов (БАЖ) в своем сегодняшнем заявлении приводит факты, когда сотрудники СМИ столкнулись с невозможностью оперативно получить информацию о ситуации с COVID-19.
БАЖ предлагает организовать работу пресс-служб Минздрава, областных, городских и районных властей таким образом, чтобы каждый журналист в рабочее время мог оперативно получить полную информацию по этой теме. Также предлагается ежедневно предоставлять обществу оперативную и достоверную информацию о распространении COVID-19 в стране и рекомендации врачей.
А пока сотрудники независимых СМИ то и дело слышат «от винта!» Например, журналистке БелаПАН не удалось аккредитоваться на завтрашнюю встречу постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и СМИ. При том что там — оцените иронию момента — намереваются обсуждать вопрос об обеспечении права граждан на получение информации в условиях пандемии.
В пресс-службе Палаты представителей пояснили, что в связи с эпидемиологической ситуацией в стране решено пригласить для освещения заседания только государственное агентство БелТА.
Председатель же комиссии Геннадий Давыдько был более откровенен: «…Мне хотелось бы без вашего информагентства [БелаПАН], потому что я не отношусь к вам как к объективным вещателям… Я много раз читал какие-то странные публикации у вас, явно не заинтересованы вы в государстве».
Что это, если не дискриминация негосударственных СМИ?
Государственные же медиа продолжают освещать тему COVID-19 в бравурном ключе: как у нас здорово справляются с напастью, дружно разносят продукты старикам и т.п. Тиражируют сомнительные рекомендации официального лидера предохраняться от коронавируса при помощи стопки водки, бани, трактора и хоккея.
Нетрудно понять, что такая информационная политика властей — затушевывать опасность пандемии, опускать тему пониже в повестке дня, дозировать (а возможно, и частично утаивать) инфу, смещать акценты на натужный позитив — определяется с самого верха.
«Официальная медиаполитика относительно коронавируса очевидно пляшет от позиции Лукашенко», — заявил в комментарии для Naviny.by директор аналитического центра EAST (Варшава) Андрей Елисеев. По его мнению, такой подход объясняется тем, что у главы государства на первом плане интерес уберечь от обвала экономику.
Замечу, что такая расстановка приоритетов государства — во многом советское наследие. В СССР безопасность, здоровье людей всегда были на втором плане, главное — пятилетки, показатели выплавки чугуна и стали, военное могущество и т.п. Жизнь советского человека ценилась недорого.
Елисеев сомневается, что белорусские власти способны сильно улучшить информационную политику в вопросе COVID-19. Напротив, недавнее указание Лукашенко, чтобы КГБ занялся сайтами и каналами, которые, мол, создают фейки, — тревожный сигнал, «это может вылиться в борьбу с открытостью информации», считает Елисеев.
По мнению Поротникова, в ситуации пандемии дает о себе знать низкий профессионализм должностных лиц, которые отвечают в большинстве ведомств за информационную политику.
Кроме того, за попытками скрыть или дозировать информацию о коронавирусе собеседник Naviny.by усматривает растерянность властей.
«Они реально не знают, что делать и как себя вести в этой ситуации. Наша власть очень сильна и эффективна только языком в телевизоре», — добавил аналитик. По его словам, сейчас мы видим, что никто, включая главу государства, не готов взять на себя ответственность за непопулярные решения.
Эксперт отмечает: в ситуации с коронавирусом парадоксальным образом сыграло то обстоятельство, что большинство белорусов живет в российском информационном поле. Поскольку в России к пандемии отнеслись гораздо серьезнее, принимают довольно радикальные меры, то это, пожалуй, первый случай, «когда российские информационные нарративы играют позитивную роль», сказал Поротников.
Добавлю: это не снимает вопросов к белорусским властям с их явным уклоном в советские традиции замалчивания и полуправды.
В коллективной памяти белорусов остались воспоминания об убийственном официальном вранье после чернобыльской катастрофы. Да и у нынешнего политического режима — плохая кредитная история в плане информирования о всяких форс-мажорах. Власти темнили в ситуациях со свиным гриппом, африканской чумой свиней, резкой девальвацией национальной валюты и пр.
Если смотреть шире, то большие вопросы и к прозрачности электорального процесса. Пока в стране работала независимая социология, ее данные заметно расходились с официальными результатами президентских выборов. Критики режима убеждены, что эти результаты просто рисуются. Во всяком случае, бюллетени наблюдателям на участках показывать не хотят.
В общем, белорусу часто приходится убеждаться, что власть ведет себя скрытно и лживо. Так стоит ли удивляться, что теперь у многих нет доверия к официальным заявлениям и картинке государственных СМИ по теме коронавируса?
Чем больше в этих СМИ бравурности и шапкозакидательства, чем меньше из уст властей конкретики и подробностей относительно ситуации с COVID-19, чем старательнее эту тему приглушают и отодвигают на второй план, чем более рьяно отшивают независимую прессу, — тем сильнее в обществе сомнения и слухи.
Так что совковая, топорная борьба властей с «психозом» дает совсем не тот эффект, которого они хотят добиться.
Для приготовления этих бейглов понадобятся только творог и самоподнимающаяся мука. Если вы не найдёте такую…
Испания оштрафовала пять бюджетных авиакомпаний — Ryanair, EasyJet, Vueling, Norwegian Air и Volotea — за…
Премьера состоится в следующем году.
Начиная с 6:00 утра 22 ноября зафиксировано как минимум 14 заходов российских дронов-камикадзе типа «шахед»…
Министр иностранных дел России приехал в Брест на совместную коллегию и решил пообщаться со студентами.