В Пинске лишь на 8 из 30 округов у провластных кандидатов есть конкуренты.
Один из них, Алексей Китаев, который баллотируется по Северному избирательному округу №19, рассказал о себе и предложениях по местному самоуправлению Медиа-Полесью.
– Родился я в 1985 году в Пинске. Женат, воспитываю двоих сыновей. Жизнь моя проходила в центре города, в районе площади Ленина. Потом окончил школу №12 с углубленным изучением английского языка. Затем было 5 лет очного обучения в Академии МВД, где получил специальность «юрист-правовед». После Академии проработал 5 лет в должности следователя в отделении по тяжким делам.
– Почему выбрал такую стезю?
– Романтика, работа и в самом деле была интересная. Просто в определённый момент понял, что не совсем выполняю задачи, которые ставят передо мной. Контракт истёк, и я решил уйти, хотя меня отговаривали и даже звали назад.
– Не жалеешь? Ведь можно было доработать до быстрой и приличной пенсии?
– Быстрая пенсия не прельщала, тем более, что до неё надо дожить ещё, ведь условия её получения постоянно меняются. Это был полезный этап в моей жизни, но человек должен развиваться. Ушёл я чистым, за мной не было ни выговоров, ни долгов, и квартиру я по льготной очереди не построил.
– Что было после отставки?
– Открыл ИП. Пошёл в центр занятости, получил субсидию и открыл городской интернет-портал «Мой Пинск». Там размещаю коммерческие статьи, рекламу. Ещё занимаюсь ремонтом спецтехники в одной компании.
– Как, кстати сейчас дела на рекламном рынке?
– Сейчас наблюдается затишье. В кризис владельцы бизнеса выжидают, но в последнее время наблюдается подъём. Правда, за счёт новых клиентов, которые понимают что такое интернет-реклама.
– А почему решил идти в депутаты?
– Ко мне часто обращаются люди за советом или с просьбой помочь в чём-то. Думаю, что, став депутатом, мне будет проще решать эти задачи. Так появится возможность обращаться к чиновником напрямую в форме депутатского запроса.
– Кстати, а ты знаешь своего действующего депутата?
– Нет, не знаю… В этом округе только год живу.
– Ты считаешь, что полномочий у депутатов хватает?
– Если честно, то полномочий у депутатов мало. Но есть статус депутата, который добавляет вес.
– У нас депутатами, как правило, становятся руководители или работники бюджетных организаций. В эту избирательную кампанию в Пинске будет только восемь альтернативных округа. То есть, при хорошем раскладе, в горсовете будет только восемь непровластных депутатов. Если победишь, как будешь чувствовать себя в этом «клубе бюджетных директоров»?
– Беда всех этих бюджетных людей в том, что они практически все безынициативные. Мы часто предлагаем госорганизациям наши услуги бесплатно, но в большинстве случаев реакция минимальная. Кому-то немного до пенсии осталось, кто-то не понимает, для чего это нужно и как это работает. Так что я знаю ситуацию. Ну что поделать, буду разговаривать и переубеждать. К тому же помогать жителям моего округа я могу и без депутатского большинства. Те же разрешения на установку детских площадок во дворах получить будет легче.
– Ты считаешь, что выборы у нас прозрачные?
– Про это дело много разного говорят, хочу посмотреть на процесс изнутри и проверить информацию. Удостовериться, имеет ли смысл бороться за изменения или нет.
– Тебя единственного в Пинске не сразу зарегистрировали кандидатом в депутаты. Ты считаешь, это было сделано намеренно?
– Не знаю, я долго об этом думал. С одной стороны там было всё на поверхности. С другой, может, налоговый инспектор не разобрался в банковских проводках, и это движение по счёту мне в доход записали. Но вопрос решила Брестская областная избирательная комиссия.
– В твоей программе есть такой термин, как партиципаторное бюджетирование, поясни, что это такое?
– Это форма демократии, которая позволяет горожанам непосредственно участвовать в распределении от 1 до 10% средств городского бюджета. Всё это прописано в Законе о самоуправлении.
Думаю, что можно доверить горожанам решить, на что потратить часть бюджета. Например, такое есть в Варшаве. Там на портале мэрии было организовано голосование, на котором решалось, что построить в одном из районов города: трек для велорайдеров, открытый бассейн или батут-центр. Ну, естественно, надо делать это всё гласно с широкой рекламой, чтобы больше граждан приняло участие в голосовании и продумать систему идентификации, чтобы «накруток» не было.
Можно начать с малого, с 1% бюджета, чтобы посмотреть, как система работает, какая активность будет людей, хотя, думаю, что она будет высокой.
– Ты знаешь, как бюджет города формируется? Ведь он почти на 50% дотационный. Идут субсидии и другие платежи из области и столицы. Может, такая практика распределения бюджета у нас невозможна?
– Думаю, если власть захочет стать поближе к народу, то эти 1-2% распределения бюджета, наоборот, пойдут на пользу. Тем более это прописано в законе. Снялись бы барьеры между горожанами и чиновниками. Был бы интересный эксперимент.
– Ты, насколько знаю, предлагаешь создать «электронное правительство» на местном уровне.
– Да. У нас в Беларуси есть уже законодательная база для этого, но реализуется всё очень медленно. Ведь при существующих технологиях любую информацию можно получать онлайн. А сейчас почти всегда для получения ответа необходимо личное присутствие… Ну, или есть формат письменного общения, что занимает много времени.
– Что ты предлагаешь внедрить?
– Электронная подача и отслеживание состояния любого заявления; онлайн-базы данных всех учреждений и их работников, архивы, земельный и имущественный кадастр; оплата всех услуг госучреждений через Интернет; улучшение сервисов электронной медкарты и записи на приём к врачу; электронная регистрация предпринимательства, учёта имущества, транспортного средства, декларации и налогообложение; отслеживание работы депутата, электронные обращения, жалобы и предложения.
Как это сделать – объявить тендер. Беларусь IT-страна, у нас много светлых умов, главное – захотеть. Тем более что такие примеры в мире есть.
– И ты думаешь, что госаппарат согласится на такой контроль над собой? Тем более, что тогда надо будет уволить часть клерков?
– Конечно, это приведёт к сокращению чиновничьего аппарата. Им придётся переквалифицироваться и перейти на другое эффективное рабочее место. К тому же у нас в стране реализуется госпрограмма по трудоустройству.
Может, старому поколению придётся «выпасть из обоймы», но я за то, чтобы произошло омоложение руководящего состава города. Так как многие засиделись, а это не даёт развиваться молодежи, молодые и перспективные кадры уходят из госструктур. Например, мне с молодыми проще работать.
– Какие у тебя ещё есть предложения?
– В моём избирательном округе много новостроек, дома плотно стоят, на четыре дома по одной детской площадке. Поэтому нужно благоустройство, зелень, игровые площадки. Жильцы, конечно, скидываются на всё это сами, но город мог бы и помочь часть средств компенсировать.
Ещё хотелось бы, чтобы расписание автобусов на остановках было сделано по-другому, с подсветкой, читабельно и размещено на уровне глаз человека.
На балансе города есть много пустующих помещений, которые пытаются безуспешно сдать в аренду. Дело в том, что чаще всего они в плачевном состоянии, арендаторы не решаются их ремонтировать, так как в любой момент их могут попросить их покинуть.
Предлагаю аренду за эти помещения не брать, арендатор будет платить только за коммунальные услуги и приводить помещения в порядок. Только надо всё это закрепить долгосрочным договором.
Надо больше работать с НГО (негосударственная некоммерческая организация). Финансировать не только БРСМ, а объявлять конкурсы на социально значимые проекты среди всех НГО города. Использовать их знания при принятии решений, например, отлов животных – в этом компетентна организация «Защита животных». Это люди идейные и готовы помогать.
– Кстати, как твоя идея с копилкой для бездомных животных (Несколько лет назад Алексей взялся реализовать идею установки в центре города скульптуры-копилки в виде собаки)?
– Немного этот вопрос заглох. Место с исполкомом мы согласовали, были проблемы с исполнителями заказа. Теперь сдвинулось с мёртвой, ищем спонсора для изготовления скульптуры.
– На что ты бы ещё хотел обратить внимание?
– Действующая городская власть должна обращать больше внимания на мнение горожан. Тогда все будут спокойны, будет тратиться меньше нервов. Непонятные решения порождают поток жалоб, лишний документооборот, разговоры в интернете.
Из последнего, что мне не даёт покоя. Когда в городе хотят спилить одно дерево, то это выносят на общественное обсуждение на сайте исполкома, а когда срубили целую липовую аллею на улице Ленина, мнением граждан не поинтересовались. Этот момент до сих пор непонятен. Думаю, что деревья там можно было сохранить, а объяснения чиновников были неубедительны.
– Твои планы на будущее?
– В ближайшее время буду жить в Пинске. Работа, семья. Будем придумывать что-то новое, идей много.
Испания оштрафовала пять бюджетных авиакомпаний — Ryanair, EasyJet, Vueling, Norwegian Air и Volotea — за…
Премьера состоится в следующем году.
Начиная с 6:00 утра 22 ноября зафиксировано как минимум 14 заходов российских дронов-камикадзе типа «шахед»…
Министр иностранных дел России приехал в Брест на совместную коллегию и решил пообщаться со студентами.
С каждым годом на дорогах Полесья увеличивается количество автомобилей, и вместе с этим растет число…
Увы, главная проблема не в том, что они быстро заканчиваются.