Пора узнать, каким интеллектом обладают серийные убийцы и можно ли определить по эху в телефонной трубке, что вас прослушивают.
В кино маньяка, у которого на счету десятки или сотни убийств, зачастую представляют мрачным гением, использующим свой невероятный интеллект, чтобы постоянно обставлять служителей закона.
Вспомните Ганнибала Лектера, Декстера Моргана, Антона Чигура — это чрезвычайно умные люди, обладающие своеобразным обаянием и хорошим воспитанием. В принципе, если бы они не были убийцами, их можно было бы счесть вполне приятными членами общества и настоящими джентльменами.
Очевидно, психопатов в фильмах делают интеллектуалами, чтобы зритель мог сопереживать им.
Тем не менее реальные маньяки совсем не похожи на утончённого Лектера или мрачного и расчётливого Чигура. Исследования специалистов Рэдфордского университета показывают, что IQ серийных убийц в среднем равен 92,7 — и это довольно посредственный показатель.
Так что мнение о том, что эти люди — злые гении, идущие на шаг впереди полиции, несколько преувеличено. Большинству из них удаётся совершить безнаказанно несколько преступлений подряд не благодаря невероятной хитрости, а из‑за попустительства правоохранительных органов.
В телевизоре следователям достаточно получить один‑единственный отпечаток, чтобы вычислить виновного. В реальности же дактилоскопия не считаются таким уж надёжным способом.
В большинстве случаев отпечатки, оставленные на орудиях убийства, являются неполными или нечёткими, и их недостаточно для доказательства вины. Кроме того, утверждение, что «не существует двух человек с одинаковыми отпечатками», неверно: люди с практически идентичными узорами на подушечках пальцев всё-таки встречаются.
Криминологами из Калифорнийского университета в Ирвайне установлены по крайней мере 22 случая ошибок, когда следствие сталкивалось с похожими отпечатками у разных подозреваемых.
Это одно из самых популярных клише в детективных сериалах. Криминалисты исследуют записи с камер видеонаблюдения, и интересующий фрагмент из мешанины пикселей превращается в чёткую картинку. На ней можно увидеть мелкие детали, например отражение номера машины преступника в луже или пятна крови на пальцах убийцы.
Неловко говорить о столь очевидных вещах, но в реальности разрешающая способность камер ограничена. Поэтому видео с подобной детализацией они писать не могут.
Ставить сверхчёткие аппараты на каждый сарай слишком дорого. Да и хранить отснятый ими в 8K материал накладно — никаких жёстких дисков не напасёшься.
Но вообще улучшить «пиксельное» изображение действительно можно — с помощью нейросетей, которые дорисовывают недостающие части картинки. Вот только доказательством такая фотография не будет.
Дело в том, что ИИ рисует не то, что должно быть на снимке, а то, что он считает наиболее вероятным. Например, восстанавливая снимок Обамы, ИИ PULSE сделал его белым. Так что эта методика для следствия неприменима.
В сериалах вроде «C.S.I.: Место преступления» и «Мыслить как преступник» детективы собирают улики на месте преступления наравне с криминалистами — ребятами в белых комбинезонах и масках. А затем в лабораториях вместе с судмедэкспертами они изучают найденные образцы ДНК и отпечатки пальцев.
В реальности же детективы полиции не трутся вокруг криминалистов и вообще редко пересекаются с ними, да и в лаборатории им ходить банально незачем. Они получают результаты экспертиз в бумажном виде и работают с ними.
Поэтому сцены в сериалах, когда следователь отпихивает судмедэксперта от микроскопа и начинает исследовать образцы, выглядят просто нелепо.
Наверняка вы много раз видели подобное: преступник звонит жертве, например чтобы договориться о выкупе. А оперативники пытаются отследить, откуда вещает злодей. Но процесс этот требует времени, и стражи порядка тихо инструктируют жертву, чтобы растянуть разговор, иначе поиск будет безуспешным.
Может быть, давным‑давно, когда системы коммутации телекоммуникационных компаний использовали сложные механические релейные сети, это и было правдой. Но сейчас определить местоположение абонента можно практически мгновенно — даже если у него на смартфоне отключён GPS.
Ещё один популярный миф, появившийся благодаря шпионским фильмам. В действительности же эхо может быть вызвано множеством самых разных причин: неисправность динамиков, проблемы с оборудованием на линии, глючащие механизмы шумоподавления. И даже неудачно подобранный чехол на смартфоне может вызвать образование акустического эха.
Так что отзвуки в трубке никак не связаны с записью разговора. Не верите — позвоните в техподдержку своего интернет‑оператора и проверьте, есть ли эхо. А ведь вам прямо скажут, что запишут звонок.
Сериалы вроде «Охотника за разумом» могут создать впечатление, что улицы кишат маньяками, которых полиция ещё не задержала. И если где‑то обнаруживается бездыханное тело, можно быть уверенным: это дело рук серийного убийцы — и он скоро совершит другие кровавые злодеяния.
В реальности же маньяков в мире не так уж много, если посмотреть на статистику. Так, Бюро судебной статистики США обнаружило, что в период с 1980 по 2008 годы только 1% преступлений был совершён серийными убийцами.
Банальные бытовые разборки с печальным финалом или расправы ради наживы намного более вероятны, чем внезапная атака психопата.
Меловой контур, нарисованный криминалистами вокруг трупа, — это настоящее клише в популярной культуре. В основном оно, правда, используется в юмористических фильмах и сериалах, но в прошлом мелькало и в более или менее серьёзном кино.
В реальности, конечно, эксперты тела жертв ничем не обводят — вместо этого они делают их фотографии. У американских криминалистов есть даже выражение «меловая фея» — так называют неопытных копов, которые, насмотревшись фильмов, рисуют вокруг трупа линии, случайно уничтожая при этом действительно важные улики.
В прошлом полицейские действительно обводили тела мелом — но только после сбора всех улик. И не для помощи следствию, а для фоторепортёров — чтобы те могли сфотографировать место происшествия, не шокируя при этом зрителей.
Приходят родственники в полицию, говорят: а у нас тут человек пропал, найдите. Но им отвечают: он, наверное, решил заночевать у друзей или просто от вас отдохнуть хочет. Ну или у него подростковый кризис и он из дому сбежал. Объявится сам, мол, не торопите события.
В реальности полицейские обязаны принять заявление о пропаже человека сразу, и они начинают розыскные мероприятия немедленно. Первые 72 часа считаются самыми важными для поиска пропавших без вести: если исчезнувший не обнаружится в течение этого времени, потом найти его будет намного сложнее. Поэтому терять время и ждать двое суток ни в коем случае нельзя.
Яркое окрашивание, которые не оставит вас незамеченной.
Таким "званием" наградили покойного певца.
Глава президетской Администрации Дмитрий Крутой посетил иностранное торгово-производственное унитарное предприятие "Стэнлес" и ЗАО "Холдинговая компания…
У белорусов осталась одна неделя на уплату имущественных налогов — за первую квартиру, землю и…
Статистика по количеству страдающих РПП не радует. Рассказываем, можно ли вылечить этот недуг и как…
Водитель ВАЗ во время смертельного ДТП вблизи агрогородка Замосточье Докшицкого района Витебской области был пьян,…