9 мая в Москве умер российский журналист Сергей Доренко. Собрали несколько фактов о его отношениях с Беларусью и белорусами.
Первый приезд в Беларусь и загадочный Йон
В свой первый приезд в Беларусь российский журналист услышал, как его друзья из Смиловичей говорят о Лукашенко: «И йон сказал, что мы все выходим убирать листву», «и йон сказал, что надо почистить…» и «йон сказал, что надо покрасить ПТУ», «и йон сказал, что слет какой-то, и мы готовим стенгазеты, все на байдарках куда-то идем». «Йон, йон, йон». Я как-то слушал, потом говорю: «кто йон»? — «Йон, та Лукашенко».
Полесские корни
В одном из интервью Доренко рассказал о своих корнях:
— У меня есть некая семейная история. Один из родов, который привел к моему появлению, принадлежал к казачьим старшинам Запорожского войска. У них был небольшой хутор севернее Запорожья. Их фамилия была Зубец. И они все время вспоминали, что они «полешуки» — родом с Полесья.
Четыре квартиры в Минске
В 2008-м Сергей Доренко рассказал журналистам о своей квартире в Минске:
— Да, я купил квартиру в Троицком предместье. Почему там? Потому что в окна видишь Свислочь, видишь лужайку впереди. Это правильное место, чтобы приехать, купить побольше зельца и кровяной колбасы, нарезать это, сесть у подоконника и смотреть на Свислочь. И писать что-нибудь впрок.
Спустя несколько лет Доренко говорил о доме где-то возле резиденции Лукашенко, а в 2013-м стало известно о четырех квартирах в Минске, которые ему пришлось отдать бывшей жене в процессе развода.
Что говорил о белорусах
Доренко любил Минск, о чем признавался в интервью. Попутно признавался в любви к белорусам:
— Очень люблю Минск, очень. Я люблю Минск за людей. Они европейцы в отличие от нас.
За несколько лет наездов в Беларусь мнение российского журналиста несколько изменилось, нашу страну он начал называть «захолустьем Европы», а самих белорусов «хоббитами»:
— Белорусы — индивидуалисты, да? Если позволите, если вас не обидит, хоббиты такие из Шира. Белорусы — хоббиты. У них полные кладовые. У них под кроватями, значит, невероятное количество замаринованных помидорчиков там и все это. Им надо, чтобы был «парадак». Вот «парадак» — и дело с концом.
О Лукашенко
Бессменного руководителя Беларуси российский телекиллер не стеснялся ни критиковать, ни хвалить. Приведем несколько высказываний.
— Александр Григорьевич — политик. Я его те или иные меры поддерживаю или категорически критикую. Но я не могу поддерживать человека, это абсолютно аморально поддерживать человека в политике. В политике надо поддерживать народ. Я не с теми, кто вместе с Лукашенко, и не с теми, кто против Лукашенко.
Когда я его критиковал, я всегда говорил с точки зрения России. Россия заинтересована в захвате «Панамского коридора» через территорию Беларуси. Нам нужно шоссе, нефтепровод и все. Остальное — трава не расти. Это, объективно, наш интерес, российский имперский интерес.
А Лукашенко полагает иначе. Потому что у него другие интересы. Это не критика, просто у нас разные интересы. (Интервью 2008-го).
— Лукашенко совсем уж в душу всем не лезет, он не гнетет. Я не могу сказать, что меня гнетет какая-то диктатура. Честно, не гнетет, нет. Наоборот. Гнетет, что на Браславских озерах этим летом был плохой урожай белых грибов, чуть меньше, чем обычно. Всегда 200 банок у хозяйки, а сегодня всего 100. (Из интервью в 2011-м).
Напоследок промахнулся с прогнозом о Лукашенко и Бабиче
В начале апреля 2019-го Доренко сделал прогноз: посол Михаил Бабич разделает под орех главу Беларуси.
— Бабич — это первый политический конкурент Лукашенко с 1994 года, который вырвет ему клыки, — заявил журналист эфире RTVI.
За несколько дней до смены российского посла Доренко диаметрально изменил свой прогноз, заявив, что не удивится, если «Лукашенко съест Бабича».
Что писал о Беларуси в последнее время
В своем телеграм-канале «Растрига» четыре дня назад Доренко написал о возможных арестах среди высокопоставленных силовиков. А три дня назад опубликовал фото политического граффити из Минска.