Дизайнеры с сайта HomeAdvisor создали интересный проект, в рамках которого они показали, как выглядели модные гостиные, выполненные в ключевых дизайнерских стилях на протяжении более 600 лет — с XV века и до наших времён.
Стоит отметить, что это не аутентичные примеры дизайна тех лет, а созданные с нуля интерьеры с учётом главных веяний времени — с некоторыми неточностями и допущениями.
Ренессанс (1400 — 1600)
Искусство и культура переродились в эпоху французского ренессанса, который быстро распространился на всю Европу. Архитекторы вновь увлеклись тонкой детализацией, а вдохновением им служили веяния свободы и гуманизма. Внимание к симметрии и геометрии добавило гармонию европейским интерьерам.
Шкаф выполнен в виде палаццо (дворца) — это популярный тренд того времени. Колонны и балконы дублируют форму здания, усиливая ощущение гармонии. Турецкий ковёр на полу вдохновлён одной из картин Ганса Гольбейна-младшего, немецкого художника, жившего в Лондоне в эпоху возрождения. Такие ковры начали делать в Турции с XIV века, и они стали очень популярными в дизайне интерьера ренессанса.
Барокко (1590 — 1725)
В эпоху барокко турецкие ковры вышли из моды, на замену им пришла более вычурная мебель и декоративные элементы. Идею быстро подхватила католическая церковь: такой стиль помогал ей впечатлять необразованные массы, демонстрируя роскошь и власть. Именно поэтому дизайн этого времени утопает в золоте. Также популярными были экзотические дорогие материалы вроде слоновой кости, а поверхность пола и столов нередко делали мраморной.
Рококо (1720 — 1780)
К концу барокко в центре внимания оказался стиль рококо — но популярным он был всего три десятилетия при правлении Людовика XV. Он более лёгкий, приветливый и свободный, нежели барокко. Некоторые считали, что он лучше подходит для интерьера дома, нежели церковно-вычурное барокко.
Для этого стиля были популярны цветочные и ракушечные мотивы, которые добавляли интерьеру игривость и уют. В XVIII веке становятся популярны домашние балы — и рококо позволял хозяину дома показать богатство не столь демонстративно и чопорно.
Неоклассицизм (1780 — 1880)
Конец георгинской эпохи открыл новую главу в истории архитектуры, которая стала ответом на барокко и рококо. Она ознаменовалась возвращением к традициям римской и греческой культуры и монументальных принципов дизайна, свободных от пышности и новизны барокко.
В гостиной этого периода вы увидите строгие геометрические линии и продуманное, чуть ли не математически просчитанное расположение объектов. Обратите внимание на колоннообразное оформление камина, ламп и панелей на стенах. Цвета были приглушёнными, дизайнеры не стремились к контрасту. Единое цветовое оформление символизировало стоическое, превосходное ощущение формы, которое прославлял неоклассицизм.
«Искусство и ремёсла» (1860 — 1910)
Это движение зародилось в Англии как протест механизации искусства в эпоху индустриализации. Это скорее не стиль, а подход: вернуть дизайн и создание интерьера обратно в руки мастеров, не автоматизируя производство. В дизайне этого периода ценились качественные материалы, простота и связь с природой.
Идеи «Искусства и ремёсел» распространились и на другие страны. В Америке самым популярным дизайнером, работавшим с этим течением, был Густав Стикли. Его работами вдохновлён этот дизайн с крупными, грубыми формами и акцентом на дереве и бронзе.
Ар-нуво (1890 – 1920)
Начало XX века ознаменовалось появлением нового искусства — его так и назвали «ар-нуво» (буквальный перевод на французский). Дизайнеры сочетали предметы ручной работы с новыми производственными техниками, что было отнюдь не дешёвым в те времена. Мебель и декоративные элементы были экстравагантными и подчёркнуто современными. Здесь прослеживается влияние японского искусства, которое европейцы впервые увидели лишь в конце XIX века.
Ар-деко (1920 – 1960)
Если Баухаус и модернизм (подробнее о них ниже) стремились использовать технологические преимущества своего века, ар-деко был куда более гламурным. Дизайнеры искали вдохновение и в геометрии и движении эпохи машин, и в материалах и символизме древних культур, и в природе. И они уверенно смешивали это всё вместе.
Дизайнеры создали ощущение богатства, используя широкий спектр материалов, включая лакированное дерево, витражное стекло, нержавеющую сталь, алюминий, кожу и даже драгоценности. Смелые цвета и яркие контрасты были призваны демонстрировать силу и уверенность.
Модернизм (1880 – 1940)
Как и в случае с «Искусством и ремёслами», модернизм (не путать с модерном!) — скорее философия, чем стиль как таковой. «Дом — это машина, в которой живут люди» — этой цитатой Ле Корбюзье, основоположника модернизма, можно охарактеризовать его суть.
В гостиной использовали новейшие материалы и технологии. Главной задачей дизайнера было сделать помещение комфортным, функциональным и доступным. Красота была лишь приятным бонусом, хотя элегантные решения при соблюдении прочих правил только поощрялись.
Баухаус (1919 – 1934)
Название стиля Баухаус пошло от одноимённой немецкой школы искусства и архитектуры (именно поэтому название стиля пишется с заглавной буквы). Баухаус можно считать более радикальным ответвлением модернизма. Форма диктовалась предназначением: структура мебели была максимально утилитарной, декоративные элементы не использовали.
Модерн середины века (1930 – сегодняшний день)
Этот стиль представляет собой более мягкий, возможно даже провинциальный вариант модернизма, с более широким использованием натуральных материалов. Дизайнеры более свободно используют цвета, причём преобладают уже не тёмные оттенки, а цветовые схемы в скандинавском и бразильском стиле.
Материалы вроде ротанга и бамбука кажутся одновременно и натуральными, и современными, когда их используют для стульев, зеркал и отделки. Абажур и торшер на этом рендере заимствуют формальные элементы модернизма и Баухауса, но при этом выглядят более интересно, так как стилизованы под лампы для наружного освещения, которые занесли в дом.
Постмодерн (1978 – сегодняшний день)
Интерьер в стиле постмодерн черпает вдохновение в работах сюрреалистов вроде Марселя Дюшана и поп-арте (думайте об Энди Уорхоле). Проще говоря, дизайнеры окончательно сбросили оковы модернизма и подошли к созданию интерьеров с чувством юмора и наглой уверенностью. В таком интерьере у каждой вещи есть своё место и значение — и, как правило, даже не одно. Характерными особенностями являются кричащие цветовые схемы и стремление к созданию оптических иллюзий.
Современный стиль (1980-е – сегодняшний день)
Актуальный современный стиль одолжил у модернизма чёткость линий, а у модерна середины века — ощущение воздушного, открытого пространства. В конце 2010-х дизайнеры начали отдавать дань уважения и Баухаусу, обнажая каркас мебели. Новые передовые материалы нередко сочетаются со стилизованными под индустриальные.
Гладкий, светлый пол и не перегруженные стены усиливают ощущение открытого и светлого пространства. На изображении выше абстрактная картина не позволяет стенам казаться уныло-пустыми, а использование тонких линий (например, в светильниках) визуально расширяет комнату.
А вот видео, в котором собрали все иллюстрации. Оно отлично демонстрирует, как сменялись дизайнерские стили за последние 6 веков.