6 вопросов с уроков литературы, которые вредят нам в чтении и в жизни

Книги не обязаны нас учить, а героев нельзя делить на хороших и плохих.

 

Преподаватели литературы разные, и занятия они ведут по‑разному. Но эти вопросы большинство из нас, скорее всего, часто слышали в школе. И теперь они мешают нам и читать, и думать, и жить.

1. Чему нас учит эта книга?

Начнём сразу с убеждения, будто литература, как и другие виды искусства, обязана чему‑то научить, что‑то донести. Это не так. Произведения создаются по разным причинам. Кто‑то действительно стремится всех образумить и показать, как надо жить. Например, в произведениях Льва Толстого заметно, как он буквально встаёт на табуретку и вещает истину. Но кто‑то просто не может молчать, кто‑то хочет попасть в вечность, а кто‑то — отдать игорные долги. У каждого автора своя мотивация.

А после произведение отправляется в самостоятельное плавание, и всё зависит от читателя. Книга может его учить, бесить, развлекать, оставить равнодушным — правильного ответа здесь нет. Да и педагогической задачи у неё никакой нет, особенно если её написали в эпоху модернизма и позже. Попробуйте объяснить, чему учат стихи Велимира Хлебникова, например, кроме того, что с тех пор можно и так писать.

Но даже если книга и была задумана автором как учебник жизни, это ещё не значит, что стоит усваивать уроки из него. Мир меняется, и многое, что во времена писателя считалось нормальным, сейчас — повод отменить человека. И даже в менее возмутительных случаях современная оптика позволяет переосмыслить происходящее.

Например, Татьяна Ларина — «милый идеал» — в финальном объяснении с Онегиным говорит:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Чему учит её поступок? Даже мнения классиков разделились. Фёдор Достоевский в речи «Татьяна Ларина — апофеоз русской женщины» называет её поступок смелым и правильным. Потому что ответить взаимностью Онегину означало бы покрыть мужа позором и сделать его несчастным. Между тем, удел настоящей русской женщины, по Достоевскому, — терпеть, лишь бы все вокруг были довольны. А вот критик Белинский называл это «профанацией чувства и чистоты женственности».

Но нас‑то книга чему должна научить в итоге? Ценить достижения феминизма, по всей видимости, потому что тогда Татьяну не вынуждали бы выходить замуж. Она бы могла получить образование и найти работу, послать Онегина, но и мужа послать тоже, и не оставаться в несчастливом браке. Но это мы знаем не благодаря роману Пушкина, а благодаря всему прочему опыту.

Не только книги, но и вообще всё происходящее вокруг даёт нам пищу для размышлений. Что из этого вынести, мы решаем сами. Кто‑то учится на своих ошибках, кто‑то на чужих, а кто‑то постоянно наступает на одни и те же грабли.

Если бы художественные произведения непременно учили, это было бы директивное послание, которое вообще не нужно было бы обсуждать. Ведь на уроках физики не дискутируют о правильности формул в учебниках.

Потому правильнее было бы спрашивать не о том, чему учит книга, а о том, на какие мысли она натолкнула читателя и какие выводы он для себя сделал.

2. Что хотел сказать автор?

Давайте без долгих предисловий: мы понятия не имеем о том, что хотел сказать автор. Если только он не выпустил поясняющее эссе или не дал интервью, в котором ему задали конкретно этот вопрос.

Преподаватели в вузах вполне себе транслируют мысль о том, что нам ничего не известно о желании автора, и трактовать его произведение можно по‑разному. Однако школьные учителя зачастую настаивают на том, что есть единственно верный ответ. Потому что критик Добролюбов так завещал, в учебнике так написано или в пединституте так сказали. Или потому что учитель сам так думает.

В итоге разбор прочитанного, который вроде как должен способствовать возникновению новых мыслей, превращается либо в угадайку, либо в слепое следование авторитетам. Что и в чтении, и в жизни, скорее, вредит.

Мы можем только предполагать, что имел в виду автор, анализируя его биографию, социокультурную и политическую обстановку, в которой он жил. Но знать наверняка мы не можем. Поэтому больше пользы было бы в вопросе о том, какие идеи мы почерпнули из книги и почему именно такие. И здесь опять же нет одного правильного ответа.

3. Кто в книге положительный, а кто отрицательный герой?

Сюда можно отнести любые вопросы, которые предлагают делить мир на чёрное и белое. Но когда речь идёт о персонажах, всё усложняется до крайности. Потому что и к людям, и к антропоморфным существам, олицетворяющим людей, конечно, нельзя подходить с такой меркой.

Человек — сложное многогранное существо. И в литературе в том числе, даже если мы рассуждаем о простых жанрах. Например, в классических сказках герои обычно довольно плоские. Но и они могут быть глубже, чем кажется, если выйти за пределы конкретного события, о чём нам красноречиво говорят современные интерпретации. Например, мачеха, безусловно, злая, но вряд ли она такой родилась и в колыбели вместо погремушки трясла отравленным яблоком.

Люди, или в нашем случае персонажи, вообще не могут быть однозначно положительными или отрицательными. Зато такими могут быть их поступки. Попытки делить кого‑то на плохих и хороших наносят ещё больший ущерб, когда с уроков литературы мы тащим эту привычку в реальную жизнь. А мы это делаем, иначе бы не развешивали так щедро ярлыки на окружающих.

Гораздо интереснее смотреть на героев как на объёмных личностей, а не как на плоские фигуры. И рассуждать о том, какие у них положительные и отрицательные стороны, как они себя проявляют и как докатились до жизни такой.

4. Какие приёмы использовал автор?

Кажется, невозможно изучать литературу без понятия о том, как пишутся книги. Но большинству людей это пригодится в жизни не больше, чем алгебра.

Деконструкция художественного произведения будет полезна только тем, кто хочет связать себя с книгами профессионально. Зато у всех остальных такой разбор может напрочь отбить всякое желание читать, потому что это смещает фокус.

Например, многие любят музыку и умеют включать плеер, чтобы её послушать. Но немногим интересно разобрать гаджет и собрать его заново. Если всем дать такое задание, большинство останется сидеть в тишине с кучкой деталей.

Авторские приёмы лучше оставить литературоведам и будущим писателям, а не семиклассникам.

5. Во что была одета главная героиня?

Когда детали имеют значение, они запоминаются. Если у Достоевского всё жёлтое, мы не забудем об этом до конца дней своих, хотим мы того или нет. Если у Ремарка кто‑то кашлянул, мы точно знаем, что всё закончится туберкулёзом. Если в детективе на первой странице промелькнула брюнетка с ножом, то мы непременно обратим внимание на цвет волос других женских персонажей. Но если героиня носит красные сапожки, никак не влияющие на сюжет, это знание пригодится разве что для косплея, в остальном это несущественно.

Детали из произведений удобно использовать при составлении тестов, квизов и подобного. Но ничего полезного их механическое запоминание не несёт, притом что очень затрудняет чтение. Малозначительное надо уметь пропускать — и в книге, и в жизни.

6. Что вы думаете об этом? Но только словами Белинского и Добролюбова

Вопрос «Что вы думаете?» сам по себе великолепен. Он должен почаще звучать где угодно. Проблема в ответе. Мало кто хочет услышать, что мы на самом деле думаем. И уроков литературы это касается прежде всего.

В 10‑м классе к нам пришла новая учительница литературы. И попросила меня переписать первое же сочинение — по «Грозе» Островского. Не потому, что оно было плохим или безграмотным, а потому, что нельзя думать, что Катерина не такой уж «луч света в тёмном царстве». Учительница предложила мне списать работу из какого‑нибудь сборника готовых сочинений. Когда я рассказала об этом отцу, который старше меня на 22 года, он поделился своей точно такой же историей. Он тоже написал, что самоубийство — это не выход, и ему за это снизили оценку.

Выводы читателя могут быть необоснованными, нелогичными, поверхностными. Но думать — это навык, который надо развивать. Сделать это можно, только смело и свободно размышляя, а не повторяя чужие мысли или подстраиваясь под правильный ответ. В жизни это потом очень пригодится.

Поделиться

Последние новости

Спасенные белорусские альпинистки рассказали, как выжили в горах Турции

Сестры-белоруски, которых двое суток искали в горах Турции, застряли из-за снегопада и ждали помощи в…

13 часов назад

Макс Корж выпустил первый клип после угроз ГУБОПиКа

«Вообще не планировал никуда выезжать. Пришли пацаны и сказали: «Слушай, что будем делать дальше?».

13 часов назад

5 признаков того, что ваши отношения с бывшим партнёром токсичны

Помните, что человек, с которым вы расстались, уже не номер один в вашей жизни.

13 часов назад

Тренер футбольного клуба из Англии связал неудачи своей команды с призраками

Главный тренер «Суиндона» из четвертой английской лиги Иан Холлоуэй нашел необычное объяснение плохим результатам своих…

15 часов назад

Под Мозырем отец сажал сына на цепь, чтобы тот делал «домашку». Ребенок не мог даже поесть и сходить в туалет

В Мозырском районе отец приковывал двенадцатилетнего сына цепью к батарее, чтобы тот не бродяжничал и…

16 часов назад

Доллар снова побил исторический максимум

На торгах Беларусской валютно-фондовой биржи 21 ноября доллар снова подорожал и установил очередной исторический максимум…

16 часов назад