Ни один из них не идёт нам на пользу.
Вспомните, когда в последний раз вы чувствовали, что ваше тело напряжено и находится на взводе. Может быть, ваш партнёр сильно задерживался, а вы весь вечер не могли до него дозвониться. Или ваш компьютер сломался прямо перед важным дедлайном. Может, ваш ребёнок устроил истерику посреди магазина. Или вы ждали результатов анализов в больнице.
А теперь вспомните, как вы отреагировали на напряжение. Съели целую упаковку печенья? Начали маниакально наводить порядок на кухне? Поддались непреодолимому желанию листать ленту в соцсети? Устроили грандиозный шопинг в интернет‑магазине?
В моменты крайнего напряжения мы всеми силами пытаемся отстраниться от собственной внутренней жизни, потому что сталкиваемся лицом к лицу со своей уязвимостью. Нас провоцируют неприятные ощущения в теле, которые предшествуют бушующим внутри эмоциям. И мы готовы на всё, чтобы сбежать от них.
Это когда нас одолевает внезапное желание заняться делами, поесть, выпить, пройтись по магазинам или просто погулять. Таким образом мы переключаем внимание со своих эмоций на что‑то другое, часто автоматически.
Наши внутренние переживания сообщают нам о нашей уязвимости, и мы намеренно или бессознательно отмахиваемся от них как от чего‑то незначительного. Мы игнорируем сигналы о стрессе, которые подаёт наше тело, и продолжаем изнурять себя, пока не достигаем истощения, выгорания, депрессии или физических болезней.
Часто, не жалея себя, мы отвергаем реальность своей уязвимости. Мы жаждем определённости и контроля в мире, который не может предложить нам ни того ни другого. Мы замечаем свой дискомфорт, а затем пытаемся контролировать самих себя или окружающий мир, чтобы избавиться от этого чувства.
Мы переживаем и прокручиваем в голове ужасные сценарии, надеясь подготовиться к любым неожиданностям. Мы спрашиваем себя: «А что, если?..» — и пытаемся найти решение всех проблем, которые только можем придумать.
Всё это порядком изнуряет. Хотя бы потому, что реальная жизнь предлагает гораздо больше вариантов развития событий, чем мы способны представить.
Привычка постоянно заниматься самокритикой может быть связана с детским опытом. Если ребёнка оставляют наедине с самим собой, когда он проявляет сильные эмоции, он учится видеть связь межу уязвимостью и одиночеством. И вот, став взрослым, он говорит себе, что у него всё было бы хорошо, если бы он прикладывал больше усилий, был более умным, милым, привлекательным, терпеливым или действовал по‑другому.
Это создаёт жёсткую, суровую внутреннюю среду, которая приводит к поверхностному эмоциональному опыту, низкой самооценке и, возможно, к депрессии.
Если это переживается как грусть и выглядит как грусть, то это грусть? Нет. Иногда совсем другие чувства берут на себя заботу о том, чтобы отдалить нас от боли. Если в детстве нам запрещали злиться, мы можем грустить во время ссор. Если грусть считалась слабостью, мы можем злиться и отталкивать людей, когда нам грустно. Или чувствовать вину из‑за того, что злимся на кого‑то, кто нам небезразличен.
Все эти «ложные» чувства могут загнать нас в тупик, откуда мы не выйдем, пока не разберёмся с настоящими эмоциями — теми, которые на самом деле испытываем.
Наука подтверждает, что люди, которые избегают любых эмоций, как негативных, так и позитивных, подвержены большему риску столкнуться с депрессией. Кроме того, подавление чувств влияет и на наше физическое состояние, например повышает вероятность развития болезней сердца.
Вместо того чтобы избегать эмоций, которые вызваны уязвимостью, стоит изменить подход. Попробуйте научиться замедляться и по‑настоящему чувствовать своё тело, чтобы успокоить нервную систему и подключиться к своим глубинным переживаниям. Это позволит освободиться от потребности всё контролировать, которая ведёт к тревоге, избавиться от самокритики, которая вызывает апатию, и почувствовать силу, которая кроется в уязвимости.
Контакт с нашими эмоциями приносит нам огромную пользу. Он помогает нам найти смысл жизни, смягчить действие стресса, более осознанно принимать решения и сбалансировать психическое здоровье.
Нам не нужно отдаляться от нашей боли и избегать её. В ней тоже есть прелесть жизни. Когда мы чувствуем напряжение, это сигнал, что мы уязвимы, а уязвимость помогает нашему личностному росту. Эмоции — это энергия, которая способна не только трансформировать нашу личность, но и приблизить к более насыщенной, подлинной жизни.
Увы, главная проблема не в том, что они быстро заканчиваются.
Александр Лукашенко, выступая в лингвистическом университете, прокомментировал отключение интернета во время протестов в августе 2020…
Автоматы, торгующие недоставленными посылками с AliExpress, в Европе пользуются спросом. Теперь приобрести чужой заказ можно…
Степан Постоялко ушел из жизни в возрасте 90 лет — без некрологов и почетного караула.…
Александр Лукашенко подписал указ, позволяющий работникам бюджетных организаций получать доплаты за выполнение дополнительных трудовых обязанностей.…
В Пинске и Пинском районе предприятия готовы предложить работу пенсионерам, людям предпенсионного возраста и инвалидам.…