1. Держать нож зубами — хороший способ оставить руки свободными
В кинематографе и литературе пираты часто изображаются с кортиком, зажатым между зубов. Это очень узнаваемый и стереотипный облик. Якобы так морскому разбойнику было удобнее вскарабкиваться по абордажным сетям на борт захватываемого судна.
Но в реальности уважающему себя флибустьеру кортик в зубах нужен был так же, как деревянная нога или попугай на плече, — выглядит круто, но в деле только мешает.
Держать нож зубами — плохая затея по нескольким причинам. Во-первых, им можно банально порезаться, заполучив себе «улыбку Глазго». Нолановскому Джокеру понравится, но более здравомыслящим людям — нет. Во-вторых, неудобно переговариваться. В-третьих, от короткого клинка в бою пользы не так много, если противник умеет фехтовать, а вот тяжёлую абордажную саблю или шпагу во рту не поносишь — она весила от полутора до двух килограмм.
Настоящие исторические пираты, скорее всего, не носили свои ножи и прочее холодное оружие в зубах, потому что на свете существует такая штука, как ножны. Удобно, практично, вероятность выбить самому себе зуб или рассечь щёки стремится к нулю. Никаких минусов.
2. Ножи легко пробивают бронежилет
Кадры из фильма «V — значит вендетта»
В кинофильмах мы раз за разом видим следующую картину. По персонажу бьют из всех видов огнестрельного оружия, но ему это нипочём, ведь он носит бронежилет. Но стоит только злодею выхватить холодное оружие и устроить поножовщину, как герою начинает грозить реальная опасность.
Подобные сцены мы наблюдали в боевиках вроде «Джон Уик» и «Тайлер Рейк», когда враги умудрялись изрезать героев в бронежилетах. А в антиутопии «V — значит вендетта» V запросто убивал закованных в броню спецназовцев, метая кинжалы.
В реальности, естественно, всё на так. Если что-то нельзя пробить пулей из огнестрельного оружия, то тыкать ножом тем более бессмысленно.
Бронежилеты, шлемы, воротники и другие защитные средства разработаны таким образом, чтобы минимизировать возможные повреждения от ножевых атак. А уж нож, который метнули издалека, и вовсе безвреден для человека в бронезащите. Вы не поверите, но даже плотную куртку он пробьёт далеко не сразу. Только если клинок тяжёлый и брошен с близкого расстояния с большой силой, а цель перед ним неподвижна.
Кадры: «Не член клуба!!!» / YouTube
В общем, персонаж Джейсона Стейтема из «Неудержимых» — любитель холодного оружия Ли Кристмас в реальном бою вряд ли смог бы причинить своим врагам какой-либо заметный ущерб.
3. Ножи издают громкое лязганье
В кино острое оружие постоянно издаёт лязгающие звуки. Без этого не обходится ни одна сцена с поножовщиной. В сагах про Джейсона Борна, Джона Уика и Тайлера Рейка ножи скрипят, свистят и скрежещут, когда их достают из ножен, размахивают ими в воздухе и втыкают их в противника — короче говоря, каждое движение сопровождается аккомпанементом.
В серии ужастиков «Крик» нож и вовсе издавал скрежет, когда маньяк стирал с него кровь рукой в перчатке. Возможно, у Призрачного Лица стальные когти, как у его коллеги Фредди Крюгера, просто он держит их втянутыми в подушечки пальцев.
В реальности несложно заметить, что ножи не издают звуков. Не верите — сходите на кухню и попробуйте нарезать себе бутербродов, внимательно прислушиваясь.
Традиция придавать звук холодному оружию пошла ещё с XIX века. Историк и фехтовальщик HEMA Мэтт Истон рассказывает, что тогда актёров в театрах снабжали так называемыми поющими ножнами с металлической кромкой. Когда из них доставали меч, раздавался скрежет — для пущего драматизма. От контакта с металлом, правда, лезвие постоянно затуплялось, но актёров это не очень беспокоило.
4. Метать ножи можно очень далеко и очень точно
Кадры из фильма «Неудержимые»
Профессиональные убийцы и спецназовцы из фильмов и игр демонстрируют поистине невероятную точность и дальнобойность, когда дело доходит до метания ножей. Тот же Ли Кристмас из «Неудержимых» умудряется попасть противнику прямо в шею или глазницу с расстояния в несколько десятков метров. Реализуем ли такой трюк в реальности?
Зафиксированный мировой рекорд бросания ножа на дальность принадлежит Коннору Сейферту из Вашингтона. Своим клинком Cold Steel Pro-Flight Sport он попал в мишень с расстояния 112 футов, или 34 метра. Для того чтобы «пристреляться», или, точнее, прибросаться, ему потребовалось всего-то 80 попыток.
Причём рекордсмен метал ножи не белке в глаз, а в деревянную мишень диаметром один метр по принципу «да воткнись уже хоть как-нибудь».
Международная ассоциация спортивного метания ножа проводит мировое первенство с участием лучших метателей. Обычно спортсмены бросают клинки на точность на дистанции от 3 до 9 метров. У каждого есть несколько ножей и попыток, победителя выявляют, складывая баллы за успешные попадания.
И у профи, которые всю жизнь занимаются метанием, далеко не все клинки благополучно попадают в цель. Притом что они пользуются многооборотной техникой метания ножа — более точной, но жёстко привязанной к дистанции и неприменимой в бою.
Представьте, что было бы, если бы цель была живой, вооружённой и бежала на метателя с явным намерением ему навредить. Наверное, большинство спортсменов в этот момент предпочли бы иметь в руке какой-нибудь пистолет, а не нож.
5. Метание ножей было очень распространённым приёмом в прошлом
Кто-то может сказать, что в наши дни бросание ножей и правда бесполезное занятие, ведь у нас есть автоматическое огнестрельное оружие. Но вот в суровом Средневековье швырнуть кинжал в физиономию какого-нибудь рыцаря и уложить его на месте, избежав схватки, — милое дело.
Метнуть кинжал — чрезвычайно популярный способ атаковать противника у различных воров и шпионов из фэнтезийных произведений. Но как реальное средневековое боевое искусство оно не было распространённым. Немецкие мастера фехтования Ханс Тальхоффер (ок. 1410–1482) и Паулюс Гектор Майр (1517–1579) упоминают метание кинжалов в своих трактатах, но не как боевой приём, а как отвлекающий манёвр. Бросить во врага что-то тяжёлое, а пока он замешкался, вытащить меч и нашинковать супостата — такой план.
Различные метательные клинки были немного более востребованы во время племенных войн в Центральной Африке и Индии. Этим ребятам худо давалась ковка брони, поэтому кольчуг и пластинчатых доспехов, как у европейцев, они не изобрели. Забрасывать друг друга разными острыми штуками им было сподручнее.
Метательные орудия африканцев напоминали не ножи, а дикие гибриды серпов и керамбитов с несколькими лезвиями, чтоб уж наверняка.
Впрочем, старые добрые копья, дротики, пращи и луки были эффективнее, чем эдакие чудеса инженерной мысли.
Популяризировали метание ножей только в XIX веке в США, и не военные, а артисты из бродячих цирков, самым известным из которых был цирк Барнума и Бейли. Позже метание ножей перекочевало с цирковой арены в кино. Так и родился миф о невероятном боевом искусстве прошлого, позволяющем превратить кухонную утварь в смертоносный снаряд.
6. Удар ножом убивает мгновенно
В фильмах вроде «Рейд» и «Джон Уик» герои, размахивая клинками направо и налево, умудряются убивать своих врагов одним точным ударом. Но голливудские киноделы переоценивают эффективность боя на ножах.
В реальности ножевые ранения фигурируют в уголовных делах по всему миру гораздо чаще, чем огнестрельные. Что логично, поскольку сбегать на кухню за ножом гораздо легче, чем разжиться пистолетом. Но при этом огнестрельные ранения занимают первое место по летальности, а на долю ножевых приходится менее 10% всех смертей от проникающих травм.
По статистике британских криминалистов, колотые ранения встречаются в четыре раза чаще, чем огнестрельные. Однако уровень смертности от ножевых ранений колеблется от 0 до 4%, тогда как 85% травм, нанесённых холодным оружием, ограничиваются повреждением подкожной ткани.
Большинство жертв, убитых ножом, получали десятки ударов, прежде чем умереть.
В общем, чтобы надёжно вывести противника из строя, одного удара клинком, как в боевиках, явно недостаточно. И летальность от ударов ножом ниже, и останавливающая их способность хуже, чем у огнестрельного оружия. Поэтому, будь Джон Уик настоящим профессиональным киллером, он брал бы с собой не нож, а дополнительную обойму: вес сравнимый, а пользы больше.
7. Метнуть нож — лучший способ снять часового
И в играх вроде Hitman или Assassin’s Creed, и в многочисленных боевиках герои бойко метают ножи во врагов, и никто из рядом стоящих товарищей даже не оборачивается — разве что их внимание привлечёт слишком громкое падение тела.
Это распространённое клише породило в общественном сознании мысль о том, что бросок ножа якобы является самым лучшим способом снять часового. Диверсант совершает лишь одно движение рукой — и его противник падает, так и не успев понять, от чего умирает.
В действительности люди, в которых воткнулся нож, вполне себе шумят, хрипят и издают различные звуки.
И даже если лезвие попало им прямо в голову, как это часто бывает в кино (что на самом деле маловероятно, ведь череп — штука прочная), проникающее ранение мозга ещё не гарантирует мгновенную смерть.
Вдобавок, как мы уже упоминали, меткости даже чемпионов мира недостаточно, чтобы постоянно попадать человеку точно в глаз или шею. Если, конечно, не делать пробных бросков. Но это явно не лучший способ незаметного убийства.
Пули летят быстрее, чем ножи.
Именно поэтому, кстати, солдаты армий Сингапура, Германии и морской пехоты США говорят о том, что их не учат метать ножи. А если кто этим и занимается, то лишь в качестве развлечения в свободное время. В конце концов, зачем это делать, когда противника можно пристрелить.
8. Ртутные клинки всегда летят точно в цель
По интернету давно гуляет байка о «ртутных ножах советского спецназа». Это якобы специальные метательные снаряды с клинками, наполовину заполненными ртутью. Когда их бросают, ртуть перемещается в переднюю часть клинка, обеспечивая надёжное втыкание в цель.
Изобрели «ртутные ножи» будто бы для контрразведчиков сразу после завершения Второй мировой войны. И подобными моделями до сих пор вооружаются спецназовцы, десантники и другие засекреченные ребята.
Вот только в реальности никаких клинков с грузиками и «ртутных ножей советского спецназа» никогда не существовало.
Скорее всего, байку о них в 1993 году придумал автор книги «Как дрались в НКВД» Александр Медведев. Подобный агрегат в одной из своих книг также упоминал писатель Андрей Константинов, автор «Бандитского Петербурга». Поэтому ножи с ртутью внутри, скорее, растиражированная городская легенда.
Ртуть не сделает нож более удобным для метания, так что о «самонаводящемся» лезвии можно даже не мечтать. Зато полый клинок будет менее прочным. А немногочисленные фото якобы созданных в СССР ртутных ножей в интернете — подделки.
9. Безоружный может справиться с вооружённым ножом и остаться невредимым
В голливудских боевиках безоружные персонажи регулярно демонстрируют сложные приёмы и захваты, позволяющие без риска для здоровья отобрать у противника нож. В результате супостат оказывается заколот своим же оружием, а герой остаётся без царапинки.
Шансы остаться целым и невредимым в реальной поножовщине весьма невелики, даже если вы хорошо подготовлены. Часто в фильмах злодеи фехтуют клинками, предоставляя сопернику массу возможностей перехватить их руки и обезоружить. Однако в жизни никто в здравом уме не станет так делать. Головорезу достаточно взять нож и наносить удары, закрываясь от контратак свободной рукой. Простой колющий удар в грудь или живот заблокировать не получится, если вы не рыцарь и не носите с собой щит.
В видеоролике ниже морской пехотинец США демонстрирует идеальный приём защиты от холодного оружия.
Выглядит куда разумнее, чем пытаться провернуть трюки ребят из «Рейда» и «Неудержимых».
10. Фокусники используют фальшивые ножи
В кино метанием ножей занимаются в основном бойцы, хотя в жизни это, скорее, прерогатива фокусников. Но даже их работа становится объектом мифотворчества, хотя в отличие от членов спецподразделений циркачи обычно держатся на виду.
Согласно одному из мифов во время трюков с метанием ножей в привязанную к мишени помощницу никакого метания не происходит. Фокусник только делает вид, что бросает клинок. На самом деле он прячет реквизит в рукаве, а из мишени выскакивает встроенный в неё фальшивый нож на пружине. Некоторые артисты, например Вэл Валентино, действительно так делали.
Но большинство профессиональных фокусников и правда метают ножи. Об этом свидетельствуют нередкие травмы среди ассистенток.
Например, в 2003 году, выступая в эфире британского утреннего телешоу, метатель ножей Джейд Хансон серьёзно ранил свою помощницу Яну Родионову. Двумя годами ранее на Всемирном цирковом фестивале в Париже девушку-«мишень» по имени Катрин Жаме её напарник едва не убил из арбалета. А актриса Ронни Клэр Эдвардс в своих мемуарах описывала, как фокусник с псевдонимом Великий шошон Махаффи броском ножа нечаянно отрубил мизинец своей помощнице Фифи.