Финансовые и производственные показатели не всегда точно могут показать, в каком состоянии находится экономика. В этом случае на помощь приходят данные по рынку труда, который является наиболее чувствительным к процессам в стране.
Ситуация с явным превышением числа уволенных над числом принятых на работу по сравнению со стандартным для этого периода значением свидетельствует: полноценный кризис в экономику страны уже постучался.
По данным Белстата, в апреле в Беларуси было принято на работу 53 673 человека, уволено 67 029. Чистые сокращения составили 13 266 человек. В апреле 2019 года чистые сокращения составили 15 392 человека. Если сравнить два года, то кризис незаметен. Однако причиной «незаметности» стало значительное влияние ситуации с переводом части работников образовательной сферы в другие виды деятельности.
6000 бухгалтеров для сферы образования
В конце 2019 года появился указ № 475, в котором была обозначена возможность создания центров по обеспечению деятельности бюджетных организаций. Лица, которые занимались в исполкомах бухгалтерской работой в интересах учреждений образования, ранее относились к системе образования. В результате реорганизации они сначала были уволены из системы образования в конце марта 2020 года. В начале апреля они были приняты на работу в такие центры по всей стране.
В результате около 6000 работников перешли из сферы образования в сферу профессиональной деятельности, в состав которой входят организации, обеспечивающие бухгалтерский учет. Еще около 2000 работников перешли в сферу административных услуг. При этом некоторая часть переходов происходила и в апреле. По этой причине цифра чистых увольнений в апреле была меньшей по сравнению с тем значением, которое было бы при отсутствии таких переходов.
Эта операция является больше технической, однако позволяет понять, что далеко не все работники сферы образования занимаются непосредственно педагогикой. И сколько еще таких работников в образовании — неизвестно.
Кризис зацепил многие отрасли
Беларусь уже давно встроена в мировую экономику, поэтому кризисные явления не могли ее не затронуть.
Наиболее показательной стала ситуация в сфере информационных технологий. Впервые за все время отображения статистики по принятым и уволенным в этом секторе число уволенных превысило число принятых на работу. Принято было 758 человек, уволено — 996.
Для сравнения: годом ранее было принято 1179 человек, уволено — 770. Одновременно произошли рост увольнений и снижение потребности в новых кадрах. Это не удивительно, ведь основные клиенты предприятий этого сектора — организации из США и Великобритании, которые сильно пострадали из-за пандемии. Деловая активность в этих странах значительно уменьшилась, наблюдается быстрый рост безработицы, что и привело к снижению спроса на услуги ИТ-сектора.
Гостиничный и ресторанный бизнес пострадал во всем мире. За апрель чистые увольнения в этом секторе в Беларуси составили 968 человек, годом ранее — 30 человек. Гостиницы в связи с закрытием границ не заполнены, перемещения и командировки внутри страны ограничены. Персонал сокращают до размера, необходимого для поддержания объектов в режиме ожидания до окончания пандемии. Товарооборот общепита сократился в апреле на 50%, многие заведения были вынуждены закрыться на неопределенный срок и сократить персонал.
Сильно пострадали производители мебели и ювелирных изделий, которые входят в состав производителей прочих готовых изделий. В кризис продажи ювелирных изделий падают, в России в марте реализация ювелирных изделий сократилась на 70%, а новые заказы с конца марта практически не поступают. В Беларуси в апреле производство ювелирных изделий сократилось на 25%, при этом было произведено ювелирной продукции на 5,6 млн рублей, при этом на склад отправилась продукция на 4,4 млн рублей. Это говорит о том, что сбыт ювелирных изделий минимален.
У производителей мебели еще в марте дела обстояли неплохо — рост производства, относительно небольшие складские запасы. Все изменилось в апреле. Снижение объемов производства сразу на 25% вполне объяснимо — население меньше стало посещать мебельные центры и сократило спрос на мебель. В России, куда поставляется основной объем экспорта белорусской мебели, торговые центры были закрыты в связи с карантином. В Беларуси торговые центры не закрывались, однако посетителей стало гораздо меньше.
В числе наиболее пострадавших также можно отметить производителей непродовольственных товаров для населения, машин и оборудования для добывающих отраслей, авиаперевозчиков. В этих отраслях отмечены перевод работников на неполный рабочий день и сокращения.
Уволилось немало медиков
Отдельно стоит описать ситуацию в сфере здравоохранения и социальных услуг. Для нее характерна определенная сезонность в части приема и увольнений.
В первой половине года наблюдаются чистые увольнения, во второй половине года — чистый прием на работу. Не исключено, что подобная сезонность связана с распределением выпускников медицинских вузов.
Для апреля характерны чистые увольнения. В 2018 году за месяц на чистой основе уволился 1751 работник, в 2019 году — 2060 работников. А в апреле 2020 года число увольнений выросло до 3721.
Не исключено, что такой сильный всплеск увольнений связан с опасениями за свою жизнь и здоровье в условиях, когда, вопреки декларациям, средств защиты не было или недоставало с учетом эпидемиологической ситуации. Часть медицинских работников в силу возраста и заболеваний могла относиться к группе риска при пандемии. Можно предположить, что в этих условиях опасения за собственное здоровье и жизнь привели к желанию снизить риски и уволиться из системы. Вероятно, с точки зрения многих риски для здоровья не соответствовали уровню оплаты.
Кто в яме, а кто и на подъеме
Некоторым отраслям кризис не только не помешал, но и предоставил дополнительные возможности для развития. Однако таких отраслей было меньшинство.
Одним из бенефициаров кризиса стала сфера производства продуктов питания. Алкогольные напитки, крупы и консервированная продукция пользуются повышенным спросом, что приводит к необходимости нанимать дополнительных сотрудников. В прошлые годы в апреле пищевая промышленность увольняла на чистой основе по 300-400 человек. В 2020 году отмечен чистый прием на работу более 100 сотрудников.
Строительная сфера в связи с ограничениями на российском рынке получила возможность нанять дополнительных работников из числа тех, кто ранее направлялся на заработки в Россию.
Работники сельского хозяйства рассчитывают на увеличение спроса на продукты питания после окончания пандемии. Сельскохозяйственным работам благоприятствует погода. Отрасль только за апрель набрала дополнительно 640 человек, в предыдущие годы чистый наем работников был меньшим.
Могли ощущать потребность в дополнительных трудовых ресурсах производители антисептиков и медпрепаратов.
Что будет с рынком труда дальше?
Нормализация ситуации на рынке труда в значительной степени будет зависеть от того, насколько успешно удастся преодолеть последствия пандемии.
В Беларуси демографическая ситуация будет способствовать тому, что сохранится превышение числа уволенных над числом принятых за счет лиц, уходящих на пенсию. Относительно уверенно могут чувствовать себя работники пищевой промышленности и производители медицинских изделий. Остальные отрасли столкнутся с падением спроса на свою продукцию в связи со снижением доходов населения. Говорить о восстановлении сектора услуг пока рано.
Ключевых новостей для понимания будущего на рынке труда стоит ожидать со стороны фармакологического рынка. Появление вакцины либо действенные способы снижения последствий эпидемии могут стать спусковым механизмом для возобновления экономической активности во всех секторах. Однако ожидать таких событий стоит не ранее начала четвертого квартала.