7 ноября 2024, четверг23:54

Экономика

Когда ждать введения единой валюты Беларуси и России?

24 июля 2019, 8:41

Насколько реально введение единой валюты в Союзном государстве?

На днях спикер Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко заявила, что строительство Союзного государства невозможно без выполнения таких условий, как единая валюта и финансы.

Эксперты отмечают, что у нас настолько разные экономики, что это не нужно и практически невозможно. Свое мнение по этому поводу в комментарии Myfin.by высказал финансовый консультант Михаил Грачев.

Напомним, что Валентина Матвиенко в интервью ОНТ, в частности, заявила о единой валюте в Союзном государстве:

«Это союз, который должен иметь на определенном этапе одну валюту, потому что без этого трудно соблюдать единую финансово-денежную, валютную и иную политики».

Введение единой валюты может сказаться на суверенитете Беларуси

– На самом деле заявление спикера Совета Федерации Федерального Собрания России Валентины Матвиенко в большой степени можно назвать именно политическим заявлением. Вопрос введения единой валюты, или создания единой валюты, – в общем-то экономическая составляющая интеграции Российской Федерации и Беларуси в Союзное государство. Но подобная подмена политических и экономических понятий, или попытка вот в таком формате, скажем так, скрестить ужа и ежа – это, наверное, не совсем правильно.

Совершенно справедливым будет сказать, что введение единой валюты, во-первых, приведет к потере какой-то доли суверенитета более слабой белорусской экономики. Абсолютно очевидно, что экономика Республики Беларусь, скажем так, проигрывает экономике Российской Федерации – это объективный факт. Его никак нельзя изменить путем подписания какого-то документа или по мановению волшебной палочки.

А когда ссылаются на то, что это требуется для решения чисто экономических проблем – наверное, это не совсем правильно. Потому что экономические проблемы можно решить совершенно другим путем.

Валентина Матвиенко ссылается на необходимость соблюдения единой финансово-денежной политики, валютной и еще какой-то «иной». А какая тут может быть «иная политика»?

Если брать в пример ЕС

В качестве примера часто приводят Евросоюз, в котором используется единая валюта – евро. Но опять же, Евросоюз в полном формате и зона евро – это не одно и то же. В Евросоюз входит около 30 государств, а в зону евро – около 19 стран из ЕС. И многие страны Евросоюза, например, Польша, Чехия и ряд других, не пользуются евро. А их экономики вполне успешно взаимодействуют внутри всего Евросоюза, и развиваются, и процветают.

Поэтому вопрос единой валюты не является краеугольным камнем – вот что важно. И ставить вопрос интеграции в зависимость от введения единой валюты или невведения – это не совсем правильно.

Скорее всего, это один из форматов, скажем так, решения каких-то политических вопросов. Но каких – сейчас трудно сказать, потому что переговоры и консультации внутри контактной группы продолжаются.

И, как мы помним, на последней встрече глав двух государств в Санкт-Петербурге было принято решение подготовить некий итоговый документ к концу текущего года, к 20-летию подписания договора о создании Союзного государства. Вот тогда можно будет судить о чем-то. А пока что все эти политические заявления не имеют под собой экономической подоплеки.

В ближайшее время введение единой валюты нам не грозит?

– По факту оно никому не надо – ни Беларуси, ни Российской Федерации. Какой-то глобальной, критической необходимости в этом абсолютно нет. В качестве примера, повторюсь, можно привести сотрудничество ряда стран Евросоюза, причем не самых худших в экономическом плане. Они – члены ЕС, но в то же время не пользуются единой валютой.

То есть единая валюта не является панацеей для решения экономических проблем нашей страны.

 


Энтони Альбанез. Фото: facebook.com/AlboMP