24 ноября 2024, воскресенье01:37

Общество

Как «люди на болоте» Пасху отмечали

21 апреля 2022, 6:14

К капличке люди собираются со всей деревни

К капличке люди собираются со всей деревни

В череде исторических событий прошлого века Пинщина входила в состав разных государств, как красное знамя переходила из рук в руки победителей. Анастасия Григорьевна жила в деревне Лосичи Пинского района. Женщины уже нет в живых. Но передаём её повествование, зафиксированное журналистом МП.

Накануне Пасхи “Медиа-Полесье” решило узнать, как отмечали этот праздник в разное время при разной власти.

У бабы Насти три года назад родился праправнук Матвей

В деревне Лосичи нам удалось найти долгожительницу, которая жила при поляках, немцах, советах, теперь в независимой Беларуси. Анастасия Григорьевна Корнейчук или просто бабушка Настя в 2018 году отметила 90-летний юбилей. Через три года, в разгар коронавируса, её не стало.

История семьи на фотографиях

– Как жилось на Пинщине при поляках?

– Я родилась 1 июня 1928 года. У моих родителей было 6 детей: 4 мальчика и 2 девочки. Я была самая старшая. Когда была маленькой, наша деревня со всех сторон была окружена болотами.

Огородов было очень мало. На них выращивали овёс, рожь, картофель, свеклу. Пшеницу покупали в Украине. В каждой семье были конь, корова, растили поросят и кур. Кабанчика забивали раз в год, к Пасхе, и сушили мясо на солнце.

Родители Анастасии Корнейчук

Когда я родилась, мы уже были под Польшей. Дети ходили в польскую школу. Она была в обычном деревянном доме. Учитель у нас был очень интересный, правда, чудаковатый. Мальчишки над ним постоянно подшучивали, прятали его шляпу.

Жители нашей деревни были православными. В церковь мы ездили в деревню Велятичи. Батюшка приезжал из города, учил нас молитве «Отче наш». Поляки ничего не запрещали: они, как и теперь, своё служат, а православные своё.

 Семья Корнейчук

– Как отмечали Пасху?

– Готовили на Пасху не так, как сейчас. Тогда жили бедно. Вся семья соблюдала строгий пост. В чистый четверг белили печь. У нас на поле копали белую землю (известняк), разводили с водой и белили.

Обязательно убирали могилки перед Пасхой. Пекли сдобу, мыли дома, убирали дворы. В субботу красили яйца в луковой шелухе.

В церковь святить носили всё, что было в доме: пшеничные булки, домашний творог, масло и мясо.

На свадьбе у внука

Одним из блюд праздничного стола была «локшина». Блюдо готовили из теста, его раскатывали, затем резали полосочками, сушили и варили в молоке.

Дети обязательно ходили к крёстным за «волочебным» (так называли гостинцы для детей). Несли с собой яйца, домашнюю выпечку, в основном это были булки и «сухарики».

У всех в деревне были большие семьи, все ходили друг к другу в гости.

Детей было много, они играли в битки (бились вареными куриными яйцами), в камушки, которые собирали в Пинске.

– Что поменялось со сменой власти в 1939 году?

– Единственное, что изменилось, я пошла в 4-ый класс в русскую школу. Коммунисты у нас пробыли недолго. Потом пришли немцы.

Во время войны в деревне немцев было немного. Были полицаи, даже из нашей деревни было двое, подрывники. Мои ровесники. Но они уже умерли.

Во время войны церковь работала. Немцы нас не трогали. Мы знали, что сегодня праздник. И если в доме была еда, то отмечали. Купить продукты было негде и не за что. Припасы продуктов и семян закапывали, прятали, потому что партизаны забирали всё. И жито закапывали, и куфры (сундуки) с одеждой закапывали.

Фото мужа

– Как было после войны?

– После войны в церкви ещё проводили службы. 2 июня 1946 или 1947 года, я уже и не помню, мы с моим мужем венчались в ней. Потом её закрыли и хотели разрушить.

В Плещицах был такой начальник Пасевич. Он решил сорвать с церкви купол и развалить её. В Велятичах жили старые люди, которые с топорами и баграми вышли на защиту святыни, они говорили начальнику: «Попробуй залезь на крышу, багром стяну и голову разобью». Медиа-Полесье писало об этом случае.

Люди стерегли эту церковь и не дали разрушить. Но и службы в ней не проводились, пока были коммунисты.

Детей крестили тайком. Но Пасху собирался народ в церкви, и власти ничего не могли сделать.

Там такие коммунисты были, что только назывались коммунистами. Они молодые, что им говорили, то они и делали.

Правда, детям не разрешали ходить в церковь, не принимали в пионеры. Родители всё равно брали с собой на службу: на всеночную перед Пасхой редко, а в воскресенье обязательно ходили всей семьёй. Но жёсткого контроля не было, всё равно ходили.

 Главное здоровье

– Когда, по вашему мнению, лучше жилось?

– Человеку, если здоровый и молодой, везде хорошо будет. Как говорил мой муж: не ляжешь, не откроешь рот и не упадет с неба – нужно всё заработать. Сейчас тоже хорошо жить, денег нет только у пьяниц.

Чтобы следить за важными новостями, подписывайтесь на наш канал в Telegram и группы в социальных сетях: Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram.


Иллюстрация media-polesye.com