19 сентября 2024, четверг01:14

Общество

Протоиерей Василий Грень: «Наше служение не измеряется деньгами»

12 февраля 2019, 16:26

Написать об отце Василии нам порекомендовали знакомые, рассказав, что этот добропорядочный священнослужительникогда не выставляет «прейскурант» за совершение церковных обрядов.

Протоиерей Василий Грень является настоятелем храмов в большой деревне Плещицы и маленькой вёске Велятичи, что на Пинщине. Мы решили съездить в Велятичи. Об истории здешней церкви Рождества Пресвятой Богородицы рассказал отец Василий.

Один из храмов в деревне Велятичи разобрали в Первую мировую

Первое упоминание о Велятичах датируется 1551 годом в доверительной грамоте Боны Сфорцы Ивану Даниловичу. Там описываются его владения и указывается, что была церковь.

Рассказывают, что самая первая церковь в 16-17 веке стояла на дубовых столбах, ведь при половодье вода разливалась и прихожане подплывали на службу на лодках.

Следующее упоминание о храме датируется 1828 годом, когда на средства владельца Велятичей Адама Скирмунта был построен новый храм. Он просуществовал до Первой мировой войны. В 1914 году здесь проходила линия фронта, и русские войска разобрали святыню на укрепления. Всю церковную утварь местные жители перевезли в ближайшие храмы в деревни Лопатино и Вуйвичи.

Икона со следами от осколков снарядов первой мировой

В 1922 году святыня была восстановлена. Местные жители, хотя сами жили в землянках, где-то на Полесье купили жилой дом, перевезли его в Велятичи и построили церковь. Вещи, которые брали на хранение, возвратили. Так началось новое существование храма.

При советской власти и эту церковь хотели разобрать

В 1962 году храм был закрыт, и было принято решение его разобрать. Местных жителей, чтобы не мешали, руководители колхоза отправили работать в поле.

К велятичской церкви подъехала техника и рабочие, но информация просочилась, и прихожане с кольями и вилами отстояли храм. Старожилы рассказывали, что защищать свою церковь вышли все, от мала до велика, и даже дети брали камни и бросали в автомобили.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Велятичах вновь открыли в 1988 году первой в Пинском районе. Местные жители ездили в Москву, чтобы добиться этого.

Прихожан всё меньше, на территории прихода живут баптисты

В велятичскую церковь ходят люди из близлежащих деревень: Малых и Больших Дворец, Лосичей. Прихожан с каждым годом становится всё меньше, молодёжь уезжает в города.

В Лосичах есть молельный дом баптистов. Но люди живут мирно, многие баптисты иногда участвуют в православных праздниках.

На содержание церкви: утварь ремонт и прочее – очень часто жертвуют люди, у которых здесь похоронены предки. Всё постепенно приводится в порядок. Есть большой приход в Плещицах, он открылся в 2005 году, за счёт его пожертвований что-то делается и в Велятичах. Богослужения проводятся через воскресенье, чтобы никого не обидеть.

Униатская икона, запрет на посещение храмов других конфессий

– Запрета заходить нет в костёл или молитвенный дом, но есть запрет на участие в богослужениях и совершениях таинств. Я сам в Пинске часто захожу в костёл, чтобы насладиться его эстетикой, красотой, – признаётся отец Василий.

Предположительно, это униатская икона на ней есть дарственная надпись на старобелорусском языке

В велятичской церкви есть, предположительно, униатская икона, на ней присутствуют определённые элементы, подтверждающие это. На Полесье во многих храмах имеются униатские иконы, но никто их не выбрасывает, и они являются объектами почитания, как и чисто православные иконы.

Стоит ли посещать древние храмы

– Каждому человеку важно знать историю своего края. А наша история тесно связана с историей религии, храмами, которые сохранились до наших дней. Поэтому, конечно, стоит посещать такие места, чтобы видеть ту чистоты души, тот порыв, который был у наших предков. Они и строили эти храмы, и защищали их, – отмечает Василий Грень.

Чудотворная икона

Фактически на Полесье старые храмы не стараются преобразить, придать им современный вид, они выглядят так, как и раньше.

Церковный прейскурант на совершение обрядов

– Вообще нет такого понятия как прайс-лист или прейскурант, есть понятие – добровольное пожертвование. Человек вправе сам решать, сколько может пожертвовать на церковь, всё зависит от его финансовых возможностей. Никто из храма не выгонит и не будет осуждать, если у человека нет денег.

Ещё одна старинная икона

– Также всё зависит, наверное, от священника. Если у людей беда, кто-то умер, то со стороны священника глупо просить о каких-то деньгах за совершение погребения. Но, с другой стороны, если человек жалеет денег на пожертвование, а сам накрывает шикарный стол на похоронах, за которым все напиваются до непотребного вида, это тоже неправильно. Наше служение не измеряется деньгами, – констатирует настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

 О себе и семье

– Я сам родом со Столинщины, деревни Ольпень. Во время учёбы в школе стал ходить в церковь, которую открыли в 1991 году. К нам в школу пришёл священник и предложил детям посещать воскресную школу. Нас пришло человек 20, начали прислуживать при храме, изучать библейские истории, катехизис, старославянский язык, что дало своеобразный толчок, и я выбрал эту стезю.

Родители храм посещают, но больше всего в этом направлении меня воспитала бабушка, в детстве учила молитвам.

В 1995 году окончил школу и пошёл учиться в Минскую духовную семинарию, затем закончил духовную Академию и по распределению в 2003 году попал в деревню Велятичи, где вот уже 15 лет несу своё послушание в храме.

В роду священников не было.

У меня 4 сына: старший в 9-й класс ходит, младший – в 3-й. Я не влияю на их выбор, считаю, что всё должно быть по свободной воле. Если захотят быть священниками, то буду рад. В нашем обществе нужны люди с разными умениями: водитель, учитель, пожарный, военный, журналист.

Каково быть священником

Отец Василий говорит:

– Каждому человеку нужно стараться приблизиться к Богу своими делами, мыслями чистотой своей жизни каждый должен стремиться к этому. То, что я стараюсь приучать свою паству к тому, чтобы все жили в мире, – это всегда на проповедях звучит.

Я смотрю, как живут люди, и сам меняюсь, общение с людьми очень сильно подталкивает к этому. Люди приходят в храм со своими проблемами и радостями, где-то сопереживаешь или радуешься за них.

Это всё даёт силы и понимание того, что правильно выбрал стезю своего служения. Сам стремишься к Богу. Это больше проявляется в вере, любви к ближнему.

Глядя на священника, и люди меняются. Людям тоже не всегда стоит обращать внимание на какие-то слабости священника, он же просто человек. Все люди идут в храм не лично к священнику, а к Богу. Хочется, чтобы прихожане понимали это.

Надо идти к Богу, чтобы спасать себя и нести радость людям.


Фото из архива МП
Фото из архива МП
Фото иллюстрационное
Фото: Пинский телеграм
Фото: https://t.me/krepostfortuvd
Фото: Pexels.com
Фото использовано в качестве иллюстрации, из архива МП
Место преступления СК
Фото использовано в качестве иллюстрации, с сайта proprikol.ru