22 ноября 2024, пятница01:11

Культура

В Минске раздали «белорусские Оскары». Больше половины наград — у «Беларусьфильма»

18 декабря 2018, 7:15

В понедельник в Минске прошла церемония вручения Национальной кинопремии. Событие приурочили ко Дню белорусского кино и в анонсах называли чуть ли не местным «Оскаром». Впрочем, вопросов к премии еще накануне вручения собралось немало. Какой фильм стал лучшим и другие итоги премии — в материале.

«Рады приветствовать всех нас. Ой, вас! На вручении Первой национальной кинопремии», — в этой невинной оговорке ведущих в общем-то и была вся соль кутерьмы вокруг премии. И в день икс приветствовали действительно их — преимущественно причастных к «Беларусьфильму». Но обо всем по порядку.

Председатель жюри Людмила Саенкова во вступительном слове отметила, что знает о вопросах к первой национальной кинопремии, которые озвучивались устно и в интернете.

Председатель жюри, кинокритик и заведующая кафедрой литературно-художественной критики Института журналистики БГУ Людмила Саенкова

— Что касается моего личного мнения. Я считаю, что это хорошо, что национальная кинопремия все-таки организована и что она существует. И надо, чтобы она была. Это будет давать стимул разным авторам и будет нас объединять. Но мне кажется, эта премия будет жить и завоевывать авторитет только в одном случае: если она будет максимально справедливой и честной, — сказала Саенкова.

Лидером церемонии и по количеству номинаций, и по числу статуэток ожидаемо стала картина «Следы на воде» производства «Беларусьфильма» — жюри отдало ей награды в 8 номинациях из 12. Всего же в активе «Беларусьфильма» оказалось больше половины статуэток — 15 из 20.

Общий тон церемонии награждения задал уже стартовый залп наград: первые четыре статуэтки («Лучший монтаж», «Лучший звукорежиссер», «Лучшая музыка к фильму» и «Лучшая работа художника по костюмам») подряд уходят к картине «Следы на воде». Гул аплодисментов к четвертой награде редеет, а ближе к финальным победам (спойлер!) картины-форпоста «Беларусьфильма» и вовсе будет прерываться редкими возгласами «Да ладно-о-о».

Не все, кто поднимался на сцену, разделяли радостные овации «Беларусьфильма».

— У нас в стране есть независимое кино, которое здесь мало представлено, — с этими словами исполнительный продюсер телеканала «Беларусь 3» Сергей Катьер открыл конверт с победителем в номинации «Лучший телесериал в игровой форме» и вручил награду проекту «Беларусьфильма» — сериалу «Ой, ма-моч-ки!».

Без наград не остался и Игорь Васильев, чей фильм «Последний шанс» признали лучшим в категории короткометражных картин. Мы уже писали о том, что в жюри и в составе соорганизаторов премии был его отец Виктор Васильев. К слову, и он в этот вечер поднялся за наградой — за лучшую мужскую роль второго плана. Статный и одетый с иголочки Васильев подчеркнул, что эта награда — заслуга командная, и сказал спасибо всем, кто его «гримировал, одевал и стоял рядом».

Приз за лучшую анимационную работу вручала режиссер Елена Турова, дочь легенды белорусского кино Виктора Турова. За награду боролись пять фильмов.

— Все мультфильмы хорошие, других у нас не делают, — улыбнулась Елена, как бы намекая, что все пять номинантов — проекты «Беларусьфильма». Награду унес «Волчишко» Игоря Волчека.

Приз же в главной номинации «Лучший фильм» вручал директор НЦСИ, художник Сергей Криштапович, который поблагодарил министра культуры Юрий Бондаря, бывшего первого заместителя министра культуры Ирину Дригу и нынешнего — Наталью Карчевскую.

Эти благодарности министерству, пожалуй, можно расценивать как компенсацию — лучшей картиной жюри признало независимый проект, снятый без участия государственных денег. Пожалуй, эта награда стала одним из двух сюрпризов церемонии (второй — награждение «Дебюта» Анастасии Мирошниченко в категории «Лучший документальный фильм»).

«Внутри себя» — независимый проект режиссера Сергея Талыбова и генерального продюсера «Первой КиноВидеоКомпании» Виктора Лабковича при участии продюсера Андрея Курейчика. Но сложно на фоне этого массового залпа статуэтками в «Беларусьфильм» назвать такое решение как-то иначе, чем компромиссное, костью вброшенное в пасти голодных борцов за независимое кино.

Виктор Лабкович поднимается на сцену за наградой в категории «Лучший фильм»

— Я считаю эту премию фальстартом, — прокомментировал победу Андрей Курейчик. — Без «Хрусталя», фильмов Шатун и Мары Тамкович она очевидно неполноценна. Но в условиях общей компромиссности психологический триллер «Внутри себя» — это наиболее достойный вариант.

Под занавес церемонии вручали награды за вклад в развитие белорусского и зарубежного кино. За последнее приз получил народный артист Беларуси Владимир Гостюхин. Его речь, пожалуй, самое запоминающееся из того, что было на церемонии. Актер рассказал, что делит кино на «киношку» и «кино как явление».

— Пока на нашей киностудии кино как явление не появилось. Мы должны быть честны по отношению к себе. Есть «киношка», но другого пока нет.

Гостюхин также отметил, что надеется, что больше в истории «Беларусьфильма» не будет такой авантюры как произошла со «Следами на воде». И подытожил — о личности настоящего художника:

— Личность всегда неудобная, она не спрашивает «Чего изволите»?

Перед уходом со сцены Гостюхин крайне эмоционально и артистично прочитал стихотворение Гумилева «Волшебная скрипка». Смелый выбор, Владимир Васильевич:

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Кто стал лучшим в белорусском кино?

Лучший фильм в игровой форме — «Внутри себя», режиссер Сергей Талыбов;

Лучший телесериал в игровой форме — «Ой, ма-моч-ки!», режиссер Иван Павлов («Беларусьфильм»);

Лучшая главная мужская роль — Петр Юрченков (посмертно), «Следы на воде» («Беларусьфильм»);

Лучшая главная женская роль — Вера Полякова-Макей, «Ой, ма-моч-ки!» («Беларусьфильм»);

Лучшая женская роль второго плана — Валентина Гарцуева, «Снайпер. Офицер СМЕРШ» («Беларусьфильм»);

Лучшая мужская роль второго плана — Виктор Васильев, «Окна дома твоего»;

Лучший фильм в неигровой форме — Анастасия Мирошниченко, «Дебют»;

Лучший фильм в анимационной форме — «Волчишко», режиссер Игорь Волчек («Беларусьфильм»).

Лучший короткометражный фильм — Игорь Васильев, «Последний шанс» («Беларусьфильм»);

Лучшая режиссерская работа — Александр Анисимов, «Следы на воде» («Беларусьфильм»);

Лучший сценарий — Дмитрий Якутович, «Боевая машина» («Беларусьфильм»);

Лучшая операторская работа — Дмитрий Рудь, «Следы на воде» («Беларусьфильм»);

Лучшая работа художника-постановщика — Алла Матюшевская, «Марк Шагал. Начало» («Беларусьфильм»);

Лучшая работа художника по костюмам — Наталья Сардарова, «Следы на воде» («Беларусьфильм»);

Лучшая музыка к фильму — Виктор Копытько, «Следы на воде» («Беларусьфильм»);

Лучший монтаж фильма — Ольга Решетникова, «Следы на воде» («Беларусьфильм»);

Лучший звукорежиссер фильма — Владимир Суходолов, «Следы на воде» («Беларусьфильм»);

Премию за лучший дебют в кино по номинациям получил Артем Курень в номинации «Лучшая мужская роль», «Следы на воде» («Беларусьфильм»);

Приз за выдающийся вклад в белорусский кинематограф — режиссер и сценарист Валерий Рыбарев.

Приз за выдающийся вклад белорусских кинематографистов в зарубежный кинематограф — актер Владимир Гостюхин.

Почему у киносообщества есть вопросы к этой премии?

Напомним несколько основных вопросов, которые были у киносообщества к национальной кинопремии. Во-первых, речь о засилье работ, так или иначе связанных с «Беларусьфильмом» (из 35 картин-участниц к независимому кино можно отнести не больше пяти). Кроме того, как раз картина «Беларусьфильма» стала лидером по числу номинаций — 13 у фильма «Следы на воде». И это притом что «Беларусьфильм» числится одним из организаторов премии.

Второй вопрос касался непосредственно некоторых участников и членов жюри. Так, в жюри фигурирует имя Виктора Васильева, чей сын Игорь Васильев присутствует в более чем десяти номинациях с фильмами «Фото на память» и «Последний шанс». Аналогичная ситуация выходит с режиссером Артуром Ильиных, который входит в состав жюри конкурса, и его сын, Арсений Ильиных, снял картину, представленную в двух номинациях.

Особенно острым этот вопрос становится с учетом того, что лауреаты премии получат денежные призы.

И наконец, фильм, который в этом году представлен от Беларуси на «Оскар» — картина «Хрусталь» Дарьи Жук — вообще не представлена ни в одной номинации.

 


Скриншот видео в инстаграме
Степан Постоялко. На заднем фоне Ирина Абельская и Коля Лукашенко. Коллаж «НН»
Иллюстрация media-polesye.com
Фото: kayseriilkhaber.com
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pixabay.com
Фото: Shutterstock
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: naviny.media
Александр Лукашенко принимает участие в церемонии открытия конференции ООН по изменению климата в Баку, Азербайджан. 12 ноября 2024 года. Фото: Reuters