22 ноября 2024, пятница22:08

Общество

«Байкеры – это отдельная раса людей»

12 июля 2018, 8:17

Хотите узнать, почему ни один настоящий байкер не проедет мимо стоящего на обочине мотоциклиста, как здороваются байкеры и зачем едут в Крым на мотоцикле трое суток? Читайте на Медиа-Полесье.

Самый масштабный фестиваль, который когда-либо видела лунинецкая земля, стартует 12 июля. Перед началом байкфеста Медиа-Полесье пообщалось с человеком, который вот уже 33 года как за рулём двухколёсного, с байкером Алексеем Коцубой. Ему 47. Вне байкерской жизни он ещё успешный бизнесмен – владелец сети магазинов «Красотка». А также активный староста деревни Дятловичи.

– Когда впервые сели на мотоцикл? Откуда взялась тяга к мототехнике? На чём ездите сейчас?

– Самым первым был мопед «Карпаты». Очень популярная в то время мототехника. Мне его купили родители в качестве поощрения. Родители сказали: закончишь 8 классов без троек, купим мопед. Я старался… Время ведь такое было. Раньше мотоцикл целым культом был. Сейчас молодёжь с мобильными телефонами так: сравнивают, у кого круче, а раньше так с мотоциклами было. Помню, как раньше возле Дома культуры, во время какого-нибудь индийского фильма, мотоциклы стояли в три ряда, на всю площадь. Представьте, около 100 мотоциклов стоит в центре деревни. Когда такую картину видишь, внутри что-то закипает… Сразу мопед, потом родители купили «Минский». Появилась мотивация получить водительское удостоверение. Сдал, с 16 лет катался на мотоцикле. 

Алексей Коцуба

На «Минском» катался лет до 30-ти. Потом, в 2000-м, купил «Урал». Два года отъездил и продал. В 2003-м купил мотоцикл Хонда. Он у меня есть и сейчас. В то время это было нечто невообразимое. У друга – буквально первого в Лунинце – была Ямаха, это меня очень сильно подкупило – совсем другой уровень техники. Это техника, на которой катаешься, а она не ломается. Это приятно. Как купил Хонду? Иногда приезжал отдыхать один наш немецкий друг, он купил мотоцикл, чтобы, когда сюда в гости приезжает, на нём кататься. Один раз на этом его мотоцикле прокатился и загорелся: продай, продай, продай. Я его год уговаривал. В конце концов уговорил. На то время он мне обошёлся очень дёшево. 5 лет откатался на нём. Хонда VF 750S, легендарный мотоцикл, он хоть и 1983 года выпуска, но стоил дороже некоторых мотоциклов, которые новее на 20 лет.  В 2008-м купил уже новую Хонду, и сейчас на ней езжу. За 10 лет проехал 90.000 километров. Два раза в Крым, во Львов, Трускавец ездил, по Беларуси много. Хороший аппарат для путешествий: мало топлива берёт, комфортный в дороге, даже в дождь,  проще припарковаться, проще обогнать.

– У одних наших людей байкеры ассоциируются с брутальностью и даже с грубостью. Другие считают байкеров очень порядочными, позитивными людьми и примерными участниками дорожного движения. Какие вы на самом деле?

– Для того, чтобы понять, какие мы, байкеры, нужно побывать с нами на фестивале, пообщаться с байкерами. В прошлом году девушки, которые работают у меня в магазине, побывали на первом слёте. Говорят: думали, что вы все такие брутальные, серьёзные, в коже, но челюсти болели от смеха, такие весёлые компании… Байкеры – это отдельная раса людей. Подобные фестивали – это отдых в кругу таких же, как и ты. Там тебя понимают с полуслова и с полувзгляда. Там 2-3 тысячи байкеров, и они все тебе друзья. Ты в любую компанию можешь зайти и общаться, как с теми, с кем знаком 100 лет. У нас нет разделения по социальному статусу,  съезжаются и мэр города, и крутой бизнесмен, и простой дальнобойщик. Публика очень разношерстная, но все мы одинаковые внутри.

– Нередко байкеры называют себя мотобратьями. Что вкладывается в смысл этого слова? И как проявляется «братство»?

– У нас есть такое правило, даже закон: если ты едешь, и на обочине стоит байкер, ты обязан – это дело чести – остановиться и спросить, нет ли у него проблем, если надо, помочь. Все, абсолютно все уважающие себя байкеры при встрече на трассе поднимают руку и приветствуют друг друга. В этом и проявляется такое неофициальное братство людей, близких по духу.  А некоторые создают официальное братство – мотоклуб.

– Расскажите про Ваш мотоклуб, как давно он появился, кто в нём состоит? Как появилось название?

– Клуб «Шалёныя секачы» как раз 10 июля отметил день рождения, нам три года. Клуб создали четверо лунинецких уроженцев: Сергей Коваль, Игорь, Сергей и Николай Сыцевичи, трое родных братьев. Сейчас нас 16 человек, есть ещё один новый кандидат. Чтобы вступить, нужно устное «заявление». В течение года человек катается вместе с нами, проводит с нами время. За этот год он решает, надо ему это или не надо. Получает имя в клубе. К примеру, моё прозвище – Способный, деда так называли. Делается нашивка на жилетку, нашивка МСС Беларуси, но без эмблемы клуба. Если через год он подтверждает: да, ребята, я с вами. Тогда уже на общем голосовании принимается решение, берём этого человека в клуб или нет. Если алкаш, к примеру, или постоянно возникают аварии по вине этого человека, то в клуб не возьмём. Отбор жестковатый, лоботрясов нет, все ответственные. Есть правила, есть байкерский устав.

Что касается названия, предыстория была немного другой. Изначально было «сегачи», нас же сегачами называют… Но решили, что никто не поймёт, и переименовали. Наш полесский зверь – кабан, или, как его ещё называют,  секачь. Так и получились «Шалёныя секачы». Шалёныя – в хорошем смысле слова.  

 Эмблема клуба

– Судя по фото, Вы проводите немало времени на двухколёсном транспорте. А как же работа?

 – Когда едем отдыхать, понятное дело, берём с собой фотоаппарат. Я отдыхаю только на мотоцикле. Поэтому и все фотографии в соцсетях связаны мотоциклом. Но эти фотографии – с 2000-го года, за 18 лет. Поэтому и складывается впечатление, что я с него вообще не слажу. Хотя бывает так, что загоняешь мотоцикл в гараж и два месяца его помыть некогда, нет времени, работа, работа, работа… Потом жертвуешь работой и едешь на пару дней отдыхать. Три-четыре фестиваля в год по два-три дня – это весь мой отдых. К тому же, техника требует внимания и дорогих подарков в виде хорошей резины и недешёвых расходников.

– Как к Вашему увлечению относятся ваши дети?

– У сына два мотоцикла. А дочка тоже просит на 18-летие подарить ей мотоцикл.

– Увлекаетесь чем-то ещё?

– Люблю конструировать, собирать, что-то делать сам. Прицеп – самодельный, трактор самодельный, дом строю сам, всю мебель в наших магазинах  я тоже сам делал. Люблю ездить далеко, за 1000 километров, мне это интересно, хотя наша молодежь часто катается по маршруту «Лунинец-Дворец».

– Всегда ли соблюдаете Правила дорожного движения? Как относитесь к скорости, ведь многие молодые люди считают, что байк нужен только для скорости?

– Поехали как-то с другом в Крым, трое суток ехали. А куда спешить? Ехать под 240? Хочется ведь всё увидеть, много останавливались, любовались достопримечательностями. Скорость, правила стараемся соблюдать. Если ты хоть раз или два попадал в аварийную ситуацию, только тогда начинаешь ценить свою жизнь. Летают в основном те, кто думает, что они бессмертные, и им, якобы, нечего терять. Это чаще всего возрастная категория до 30 лет. После пары падений ребята быстро вырастают и понимают, что ремонт этой техники стоит больших денег. Ещё хуже, если «повредили» и здоровье. А падать очень больно. Я падал два раза. Один раз собака дорогу перебегала, а второй раз мне не уступила дорогу машина, я двигался по главной, въехал в бок. Хорошо, что скорость была километров 40 в час… Нынешняя молодёжь, которая катается на спортивных мотоциклах по улицам, её не видно на фестивалях байкеров, им это не нужно. Процентов 50 из них покупают спортивный мотоцикл только ради понтов. У определённого круга людей мотоцикл – это понты. Кто пересаживается на «спорт-турист», на «турист» или «чоппер», это уже не гонщики, это байкеры, которые катаются для удовольствия, а не для того, чтобы показать, какие они крутые.

– Во время прошлогоднего байкфеста ни один байкер не позволил себе сесть за руль нетрезвым. Это правило всех байкеров? Как относитесь к «выпить пива и после этого сесть за руль»?

– Времена меняются, и я наблюдаю такую тенденцию, что, чем дальше, тем меньше употребляют спиртного. На слёте, если кто-то и употребляет спиртное, то это пиво. Люди приезжают уже состоявшиеся. Нет такого, чтобы доказать кому-то, что он круче, потому что больше выпьет. Люди приезжают общаться. Если ты напьёшься, то общаться не сможешь. Тогда какой смысл было ехать? К тому же, люди знают цену этому. Никто не хочет остаться без прав и прожить два-три года без таких поездок. Люди приезжают отдохнуть, ведь проводится куча конкурсов, приезжают шикарнейшие музыкальные коллективы.

– Почему местом проведения «ХЗ» выбрали именно озеро вблизи деревни Обруб?

– Во-первых, место очень хорошее. Мы никому не мешаем, озеро находится в стороне, шум, музыка не заденут местных жителей. Огромная территория, это удобно для слёта. Плюс рядом озеро, красивая местность. Уже дорогу прогрейдировали. Всё в комплексе. Рассматривали ещё вариант с Белым озером, там есть летний лагерь, дети в четверг выселяются, в понедельник новая смена, и мы бы просто не успели всё убрать и привести в порядок. Другая сторона, где агроусадьба, – теневая, мало места для конкурсов… К тому же это заказник. Мы посмотрели и решили, что у Петровича, на тогда ещё безымянном озере, будет лучше всего. Потом и название ему дали – Шальное, от «Шалёных секачэй», владелец одобрил задумку.

– Многие не верят (или просто не могут такого себе представить), что в Лунинец съедется свыше 2.000 байкеров. Что можете сказать по этому поводу? Не боитесь, что людей будет слишком много?

– Наоборот, мы надеемся, что людей будет очень много. Вроде бы и погода налаживается. Кстати, в эти выходные будет проводиться три слёта: у нас, возле Барановичей и в Логойске. В соцсетях даже появился интернет-опрос, чтобы выяснить, кто куда поедет. Большинство ответов – в Лунинец. В мае были во Львове на слёте, раздавали наши буклеты, приглашали на «ХЗ». Но даже там о нас уже знали. Сарафанное радио среди байкеров работает прекрасно. Многие говорят: был там в прошлом году, классно, поеду снова. Люди звонят с других стран, расспрашивают, бронируют жильё. Едут из России, из Украины целая «делегация», едут наши друзья из Германии, Ирландии, Польши, Литвы. Немаловажно то, что въезд для байкеров бесплатный. Немаловажно это особенно для молодых байкеров. Обычно на других слётах и для байкеров – 25 рублей, 35 рублей, 40 рублей только въезд. Это, мягко говоря, 25 литров бензина. 25 литров бензина – это 500 километров дороги. Туда и обратно можно приехать за эти деньги. У нас будет работать райпо – нормальные цены на продукты. Люди понимают, что смогут приехать и бюджетно отдохнуть на выходных. А сколько ещё музыкальных коллективов! Я посетил больше 60 фестивалей, но такого состава на одном слёте одновременно, как будет у нас, не видел нигде. Это привлекает. А вообще хотим сделать наш слёт лучшим в Беларуси.

– Как планируете решать бытовые вопросы: переночевать, перекусить, в туалет сходить?

– Будут дежурить медики, спасатели, частное охранное агентство, которое уже знает, как всё это происходит и за чем следить. Вода там есть, проведён водопровод. Общепит, «Юна» уже разместили палатки. Из Минска приедет человек, признанный «Лучшим поваром Беларуси». Спать – в палатках. Для тех, у кого нет палатки, можно будет взять в аренду. Плюс будут военные палатки с железными кроватями, как общежитие. Кто не служил в армии – прекрасная возможность прочувствовать солдатскую жизнь. Будет 10 биотуалетов, 4 стационарных туалета… Стараемся, чтобы и программа, и условия нахождения понравились и запомнились всем гостям мотофестиваля.

С программой байкфеста можно ознакомиться здесь.


Скриншот видео в инстаграме
Степан Постоялко. На заднем фоне Ирина Абельская и Коля Лукашенко. Коллаж «НН»
Иллюстрация media-polesye.com
Фото: kayseriilkhaber.com
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pixabay.com
Фото: Shutterstock
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: naviny.media
Александр Лукашенко принимает участие в церемонии открытия конференции ООН по изменению климата в Баку, Азербайджан. 12 ноября 2024 года. Фото: Reuters