27-летний Андрей Антоненко с рождения имеет физические ограничения. Он передвигается в коляске — в основном, в пределах своей квартиры. Попасть на улицу непросто: в лифт еще можно кое-как заехать, но на площадке первого этажа колясочника ждут семь ступеней, по которым нужно исхитриться съехать.
Семья Андрея долгое время ходила по инстанциям, чтобы установить в подъезде подъемник, но вопрос не решался. Первоначально местные власти в ответах ссылались на то, что инвалид-колясочник в данной квартире не зарегистрирован и именно поэтому нельзя установить подъемник.
Уже в мае парень станет собственником данных «квадратов». Однако подъемник для него все равно остается только мечтой. И препятствие этому — соседи. Они против.
Председатель ЖСПК в марте провела опрос жителей дома, собрала подписи 106 человек — и все они против установки подъемника.
Тогда вмешался мэр Гомеля Петр Кириченко.
«Там было в горисполкоме целое совещание по нашему вопросу. И мэр сказал: парню нужно помочь! Он сказал своим подчиненным до 27 апреля разобраться в ситуации, дал им две недели. Я со своей стороны хочу сказать, что Петр Алексеевич по-человечески отнесся к нам, это очень порядочный человек, и хочу высказать ему огромную благодарность, поскольку без его участия вопрос не тронулся бы с мертвой точки», — рассказывал Андрей.
На встречу с жильцами пришли представители местной власти, коммунальных служб, МЧС. Они объясняли, что подъемник не нарушит спокойствия проживающих в подъезде, что он соответствует всем нормативам и не займет много места.
Выступили представители исполнительной и «народной» власти — заместитель главы администрации Железнодорожного района Надежда Куницкая и депутат Владислав Фесенко. Взывали к состраданию, сочувствию, милосердию. Но лица в зале были угрюмы.
Замглавы администрации объяснила, что подъемник установят за счет спонсорских средств. Оборудование будет передано семье Антоненко — и именно они, а не соседи, будут оплачивать техническое обслуживание и электроэнергию.
Специалисты посчитали: если Андрей будет каждый день один раз пользоваться механизмом для спуска и один раз — для подъема, за месяц придется заплатить за электроэнергию 13 копеек. Если жильцы хотят — для Антоненко поставят отдельный счетчик.
«Мы все — люди, которые должны сопереживать, понимать, прощать. И любой человек, любой гражданин должен пользоваться всеми благами, которые есть у вас, есть у нас. Поэтому и Андрей Владимирович тоже как человек, как гражданин нашей республики хочет общаться с людьми, дружить, он хочет дышать свежим воздухом! Я вас попрошу от имени администрации района, от себя лично, просто от человека — давайте поддержим установку подъемника! Тем более, я хочу еще раз подчеркнуть, финансовых издержек вы не будете нести! Сегодня администрация взяла на себя такую ответственность — за счет спонсорских средств, помогут наши предприятия и организации», — взывала к жильцам дома Надежда Куницкая.
Посыпались вопросы из зала. Первый, который волновал соседей: почему Андрей живет здесь, а не в квартире в микрорайоне Белица, которую якобы раньше с льготами получила семья инвалида.
Мать колясочника Тамара Ивановна объяснила, что квартиру она не получила, а строила сама, за свои средства, и что там условия для инвалида не лучше, чем здесь. Более того, с мая Андрей становится собственником квартиры именно на улице Народного Ополчения.
«Почему вам так не дает покоя моя квартира? У вас есть хоть частичка души, милосердие? Люди, опомнитесь!» — растерянно спрашивала зал мать инвалида.
«С большинством из тех, кто тут присутствует, я даже не знаком, поэтому было бы неправильно с вашей стороны относиться ко мне каким-либо образом негативно, поскольку лично вам каждому и в целом я ничего плохого не сделал. Поэтому с человеческой точки зрения не по-христиански испытывать ко мне негатив тогда, когда вы меня даже не знаете. Давайте решать вопрос мирным путем, никто же не стремится к обострению конфликта. Я хотел получить от вас понимание и поддержку и заодно познакомиться с вами», — говорил сам Андрей.
Раздался крик из зала: «А как нам жить?! Как мебель носить?»
«А сколько он места занимает? А что, если он загорится, а если кто-то спичку бросит, или какой-то бензин разольют?!» — кричали из зала.
Представитель МЧС уверял: подъемник безопасный. Но, судя по недовольным лицам в зале, эти уверения соседей Андрея не убедили.
Председатель кооператива волновалась: «Дом у нас и так холодный. А если вы при установке подъемника будете делать реконструкцию тамбура или двери уберете?»
«Ваши двери, ваш тамбур будут сохранены!» — уверял представитель коммунальников.
Выступил и депутат Владислав Фесенко.
«Мы столкнулись с ситуацией, что человек с ограниченными возможностями нуждается в нашей поддержке. Он же не просит каких-то денег, никто не просит от вас какого-то там участия — просто скажите „да“. Ну скажите, как часто вы покупаете и вносите в подъезд мебель? Вы говорите о каком-то шуме, а по факту у каждого бывает то вечеринка, то еще что-то. Подъемник — это как машинка для стрижки: погудит две минуты, и все! Я прошу поддержать этот проект», — убеждал собравшихся депутат.
Представитель местной власти даже пошел по рядам и всем желающим показал на экране своего смартфона, как выглядит подъемник и как он работает.
Но в зале нашли новый аргумент: «А шум?! Он же шуметь будет!»
Началось голосование. Насупленные люди не спешили тянуть руки. Одна рука, две… три… Из почти сорока человек в зале.
«Против — значит против. Так и будем все с этим жить, с этим „против“… Ситуация парадоксальная, я диву даюсь. Я живу тридцать лет на улице Бориса Царикова, у нас человек с ограниченными возможностями, мы просто все скинулись и поставили откидные рельсы — такого подъемника раньше просто не было. Мы это сделали. Я не понимаю вас, тут нужно обезличить ситуацию, забыть какие-то обиды… Неужели это причина, чтобы голосовать против?!» — не понимал позицию жильцов дома депутат Фесенко.
Из 38 присутствовавших на собрании жильцов дома с горем пополам на установку подъемника согласились 22 человека, но этого недостаточно.
Местные власти попросили Тамару Антоненко совершить с Андреем поквартирный обход, поговорить еще раз с жильцами.