«Дома люстры летали»
– Расскажи, когда ты понял, что футбол – твоё призвание?
Футболом начал заниматься ещё с детства. С пяти лет, наверное, во дворе мяч гонял. И в первом классе меня сразу и отдали заниматься футболом. Отдали потому, что уже не могли терпеть: я дома всё громил, люстры летали (улыбается). Мама позвонила в ближайший спорткомплекс, и с тех пор я пошёл в футбол.
Этот вид спорта выбрал, наверное, потому, что время такое было. В 90-е годы за компьютерами не сидели. Все играли в футбол, домой было никого не загнать. Это была популярная игра, плюс ко всему у меня получалось играть. Из-за этого и выбрал.
СПРАВКА “МП”
Александр Алексеевич Краси́й. Родился 17 марта 1990 года в г.Витебск. Воспитанник витебской СДЮШОР №6. Амплуа: защитник. Выступал за «Полоцк», «Витебск», «Слоним». С июля 2016 года выступает за ФК «Гранит». Не женат.
– Как начинала развиваться твоя профессиональная карьера?
– В 2007 году, когда закончил 10-й класс, в начале лета оказался в «Металлисте». У меня родственники в Украине живут, мы на лето туда поехали. Отец поговорил с руководством клуба и меня взяли потренироваться с дублем, систематически подключали на «двухсторонки». Там совершенно другой уровень, конечно. Тренируясь в таком клубе, просто кайфовал. Считаю, что если ты работаешь с командой уровнем выше, ты растёшь и сам.
Потом меня стали привлекать за дубль «Витебска». В 2008 закончил школу и подписал контракт с дублем. Школу, правда, из-за футбола особо не любил, больше на тренировки ходил. Оставался на две смены тренироваться: и утром, и вечером. Говорил: «Дайте мне освобождение, я в школу не хочу идти» (улыбается). Аттестат так себе, конечно, получил.
С 2008 по 2011 год провёл в дубле «Витебска». Потом контракт не продлили. Проходил комиссию и нашли какие-то проблемы с сердцем. Сказали, что пока с тренировками лучше повременить. Тогда на эмоциях решил, что и без футбола проживу. Пошёл работать охранником на предприятие, которое занималось перевозкой нефтепродуктов по железной дороге. Запах ужасный там был. Полгода примерно поработал. Понял, что так больше не смогу и решил искать команду. «Полоцк» в 2012 как раз заново набирал команду после ухода игроков. Выбора не было. Прошёл медкомиссию, после ряда обследований дали добро. Сезон отыграл.
Финансирования практически не было там. Да, мы не показывали какого-то сверх результата, чтобы диктовать свои правила, но какую-то же работу выполняли. После первого круга все разбежались из-за финансовых проблем. На второй круг пошёл в «Витебск».
Между кругами мной интересовался «Нафтан», тогда это была высшая лига. Там был на просмотре, но трансферное окно закрывалось, и не успели подписать. Мне сказали, чтобы оставался в «Витебске», а зимой они меня заберут. По окончании сезона «Витебск» предлагал контракт, я отказался. И с «Нафтаном» не получилось. Поехал в «Волну». Побыл там 2 недели. Тоже не сложилось. И потом поехал в «Слоним». Там сыграли одну товарищескую игру, и меня сразу подписали. Два с половиной года там отыграл. Потом перешёл в «Гранит».
– Какие эмоции испытывал, выходя на футбольное поле в своём первом матче? Что это была за игра и чем она запомнилась?
– Помню свой первый матч, когда за дубль играл. Тогда соперником был ФК «Минск». 0:0 сыграли. Сыграл, вроде, без грубых ошибок, неплохо. А после подписания контракта, уже особо и не вспомню таких запоминающихся игр, рутина пошла. Запомнился больше переход с юношеского футбола во взрослый.
– За свою игровую карьеру ты выступал в трёх клубах. В чём разница выступлений за «Полоцк», «Витебск» и «Гранит»? Чем запомнился каждый из клубов?
– Футбол объединяет многих, везде интересно, какая бы команда ни была. Независимо от результатов и положения в таблице. В одних командах был результат лучше, в других хуже. Везде была своя атмосфера.
«Я – командный игрок»
– Когда ты пришёл в «Гранит», финансовая ситуация была не из лучших. После первого круга все игроки покинули расположение клуба. Как ты решился на данный переход?
– Понимал, что будет тяжело. Но не впервой сталкиваюсь с такими реалиями. Хотелось в высшей лиге поиграть. Подстёгивало то, что это самый высокий уровень в нашей стране.
– Стало ли для тебя неожиданностью предложение выступать за команду в качестве капитана? Как влияет эта роль на твой игровой настрой?
– Вообще не ожидал. Свою кандидатуру не выдвигал. В предсезонке Валерий Петрович сказал, что буду капитаном, а Паша Забелин – заместителем. Я понимал, что это дополнительная ответственность, что должен вести команду.
Не могу судить сейчас, как я справился с этой ролью. Я не лидер, могу быть вторым, я больше командный игрок. Наверное, у капитана должны быть другие качества.
– Сезон 2017 года подходит к концу. Как ты можешь его оценить? Какой матч был наиболее сложным для тебя лично?
– Главной целью было побеждать. По турнирной таблице особо целей не было. Команда собралась молодая, ребята техничные. Возможно, при других условиях было бы по-другому. Мы проиграли всем лидерам, были матчи, где и аутсайдерам уступали. Потеряли много очков. Но считаю, что итог сезона положительный. Глядя на то, как мы готовились к этому сезону, учитывая, что конкуренции не было, ведь в команде 18 человек. Все мы люди – кто-то устаёт, у кого-то дисквалификация, травма. А заменить некем или замена неравноценная. Поэтому, глядя на все условия, середина таблицы – хороший результат. Понятно, что хотелось бы выше. Но имеем, что имеем.
Лично для меня сложной была игра на выезде с «Энергетиком-БГУ». Синтетика и тридцатиградусная жара. Матч поставили в 14 часов. А что касается минувшего сезона, то очень сложным был выездной матч против брестского «Динамо». Поле было очень тяжёлое.
– Когда-то после игры с «Лучом» ты сказал, что эта команда не станет чемпионом первой лиги. «Луч» оказался в высшей лиге. Что скажешь по этому поводу?
– Скажу, что дай им таких пять сезонов, и они не повторят этот успех. Думаю, это стечение обстоятельств. По игре не скажу, что у них супер уровень. Да, команда наиграна, вопросов нет. Молодцы. Конечно, многие со мной не согласятся. Но это моё мнение. Были команды и посимпатичнее, например, минское «Торпедо», которое, к моему удивлению всё же не вышло в «вышку».
«С первого класса – за «Манчестер Юнайтед»!»
– Ты живёшь в Витебске, это другой конец страны. Как ты адаптировался к переезду в Лунинец?
– Нормально адаптируюсь к новой обстановке. На месте сидеть не люблю, мне надо движение. Схожу с ума, если сижу на месте. Вот как в межсезонье, например. Целая зима проходит в поисках клуба.
Это с детства. Еще учась в спортшколе, ездили на разные турниры, путешествовали. Мои родители тоже не любят на месте сидеть, наверное, это в крови (улыбается).
– Когда ехал в Слоним, знал там только одного человека. Понимал, что это что-то неизведанное, но адаптировался быстро. Сюда приехал с Лёшей Плясуновым. Когда не один едешь – всегда легче. Но это новые вызовы и новые познания. Я за любой кипишь, кроме голодовки (смеется).
– Ты пробыл в Лунинце практически полтора года. Чего, на твой взгляд, не хватает нашему городу?
– Честно признаюсь, не понимаю, как здесь можно жить. Когда не всё можно в магазине купить. Был случай, обошёл много магазинов, но не смог найти нужного мне сыра. У всех ведь свои предпочтения и вкусы. Почему нет возможности выбора?
Вообще по продуктам питания много вопросов. Ну и цены, конечно, очень высокие. Наслышан, что здесь нет никакой конкуренции в торговле. Это заметно. Когда возвращаюсь в Витебск, понимаю, что на 100 рублей там могу вообще шиковать (смеется).
Лунинец ведь маленький город. Сколько здесь людей? Тысяч тринадцать?
– Двадцать пять.
– Да ну нет, какие 25 (смеется). Ты что?! Наверное, это те, которые прописаны здесь, но давно уехали в Минск и живут на съемных квартирах там или ещё где-нибудь. Инфраструктуры здесь особой нет. Если честно говорить, мне не особо нравится. Погулять здесь негде. Сравниваю с Витебском, даже со Слонимом. И не понимаю, зачем здесь Ледовый дворец. Почему нельзя было потратить эти деньги, например, на парк.
Тема парков для меня вообще очень острая. В Витебске в центре был парк, много деревьев. Но его снесли и все выложили плиткой. Площадь примерно как три футбольных поля. И всё просто заложено плиткой и стоит 4 фонтана, представляешь? Как деньги распределяются в городах – мне непонятно.
– В твоём Instagram периодически мелькают фото с хоккейных матчей, замечены и фото с удочкой. Можно сделать вывод, что у тебя разнообразные интересы.
– В большей степени меня интересует хоккей. При малейшей возможности еду в Минск посмотреть на игру. На рыбалку с братом ездил, это был единичный случай. Он рыбак, а я с этим делом особо не дружу. Не могу ровно сидеть и высматривать поплавок (смеется).
Люблю смотреть хоккей вживую, по телевизору не очень. НХЛ смотрю по телевизору, потому что вживую никак не увидеть. Мне нравится игра «Динамо», плюс атмосфера арены потрясающая. Как и с футболом. По телевизору не интересно. Тем более, у нас не та картинка, чтобы смотреть по телевизору, как, например, в европейских странах. Вживую – это эмоции, которые при трансляции могут остаться за кадром.
Нравится еще покер. Играю в интернете, учусь. На этом можно зарабатывать в дальнейшем. В моих планах, если будет получаться, связать жизнь с этим. Будет видно. Этому нужно уделять время, как и работе. Сейчас просто как досуг.
– У тебя интересная фамилия. Расскажи о ней.
– На самом деле, моя фамилия произносится с ударением на последний слог: Краси́й. У меня папа украинец и фамилия, соответственно, украинская. Есть ещё и какие-то цыганские корни.
В школе всё верно говорили, привыкли за столько лет. А после школы люди начали уже менять ударение. Но всех подряд не будешь же исправлять. Смысл каждый раз перечить (смеется). И она не склоняется, кстати.
– Есть ли в твоей жизни люди, на которых ты хотел бы быть похожим?
– Достаточно людей, которые нравятся. Конкретных кумиров в футболе нет. Мне очень нравится «Манчестер Юнайтед», наверное, с 1-го класса с этой командой. Кто за нее играет, те мне и нравятся. За ними наблюдаю, визуально у них обучаюсь футболу. Но никому не подражаю.
– Что сейчас мотивирует и вдохновляет больше всего в твоей работе?
– Любого спортсмена мотивирует желание достигать каких-то целей. Это командный вид спорта, ты должен выходить и побеждать. Здесь либо под щитом, либо на щите. Это единственная мотивация. Внешние факторы особо не влияют. Если только какой-то принципиальный соперник. Ну, или у кого-то день рождения (улыбается).
«Хочу играть и получать от этого удовольствие»
– Наверное, у каждого человека есть мечты о чём-то большем. Наверняка, есть какие-то зарубежные клубы, в которых хотелось бы попробовать показать себя…
– В идеале – за «Манчестер Юнайтед», конечно (улыбается). Мечтаю съездить на «Олд Траффорд».
Была возможность съездить в Москву, когда они с ЦСКА играли, но это был рабочий день. Не вышло. Конечно, мог бы выдумать какую-нибудь правдоподобную причину и поехать, но не хватило совести так поступить. Главное, быть честным перед самим собой.
А если реально смотреть на вещи – хотелось бы просто играть в высшей лиге. Конечно, хочется в более солидную команду. Хотя больше смотрю АПЛ, люблю наш чемпионат. В высшей лиге бы в любой команде поиграл. Хочу играть и получать удовольствие от игры.
– Как ты смотришь на работу журналистов в плане освещения футбольной тематики? Чего бы, может быть, хотелось видеть больше в СМИ, чтобы повысить интерес к футболу?
– Больше информации нужно давать. Может, где-то больше каких-то даже провокационных вопросов. Это в плане печатных и интернет-СМИ. Не нужно этого бояться, что-то находить интересное. Многие боятся разговоров. Ну, напишут про тебя то, что вызовет еще три-четыре вопроса. Ответишь, опровергнешь или подтвердишь. А если говорил – то отвечай за свои слова.
Надо быть смелее в этом плане. Нужно больше людей, которые освещают тему футбола. Не хочу кого-то учить, но нужно стараться брать примеры с тех, у кого это получается, с тех стран, у которых эта система налажена. Чем мы хуже? Было бы желание. Всё новое – это хорошо забытое старое. Просто это нужно грамотно обновить и подать. Мои бы мысли, да в нужное русло… (смеется).