«Цнянский вопрос»
18 февраля 2011 года. Эта дата разделила размеренную жизнь двух семей на «до» и «после». Именно в этот день пропали двое детей: 7-летний Дима Каленкович и 8-летний Влад Якубович.
Прошло столько времени, но куда делись мальчики до сих пор покрыто тайной.
В тот день всё начиналось как обычно. С утра Дима Каленкович поцеловал маму и пошёл в школу. Он, а также Влад Якубович были единственными второклассниками Цнянской базовой школы.
Закончились уроки, и мальчики пошли домой. Дима жил немного в стороне деревни, детей-сверстников на его улице не было. Чтобы не скучать дома в одиночестве, мальчик часто заходил к другу. Так было и 18 февраля. Ребята зашли в дом, оставили портфели, сказали маме Влада, что поиграют немного во дворе.
– Двенадцать, час, я уже начала волноваться, – рассказывает бабушка пропавшего в тот день Димы Каленковича Мария. – Димы нет и нет. Я позвонила маме Влада, она сказала, что мальчики у них дома.
Взрослые сошлись на том, что пусть дети поиграют вместе. Тем более – конец недели, уроки на завтра готовить не нужно…
Позже родные будут себя корить, что разрешили ребёнку задержаться в гостях…
– Было уже около пяти вечера. Я тоже начал волноваться, но поехал забирать жену с работы и говорю Лене (жене. – Прим. авт.), что нашего школьника всё ещё нет. Она испугалась, не заходя в дом, побежала за Димой.
Бросилась искать детей уже и мама Влада.
Сразу же к поискам подключилась милиция, несколько добровольцев. Но такой масштабной операции, которую вели при поисках пропавшего в сентябре в Беловежской пуще Максима Мархалюка, не было.
Основная версия, которую рассматривали, – мальчики утонули. Но никаких следов ни на снегу у реки, ни на льду не было, за всё время не всплыло ни одной вещи ребят… В то, что мальчики утонули, родные не верят до сих пор.
Родители побывали у множества экстрасенсов и гадалок, все они твердят, что мальчики живы и найдутся. Спустя месяц после случившегося, семьи пропавших ребят встретились с участником «Битвы экстрасенсов» Валексом Буяком, тот сказал, что Дима и Влад найдутся через 5 лет. Прошло уже 6. Но около месяца назад жительница соседней деревни рассказала, что около года тому назад встретила Диму в дизеле…
«Мальчик с Лондона»
В Цне Каленковичи живут на улице с европейским названием Лондон. Она находится немного в стороне деревни. Чтобы найти нужный адрес, корреспондентам Медиа-Полесья пришлось попетлять более получаса. Центр деревни и Лондон разделяет река, а связывает – деревянный мостик. По нему же ходил и Дима…
На момент приезда корреспондентов мама Димы была на работе. О мальчике рассказали его папа и бабушка Мария. Она живет вместе с сыном и невесткой.
– Мы отпускали Диму… Бывало, он просился за хлебом сходить. С шофёром, что хлеб возил, за руку здоровался, просил оставлять ему батон с повидлом, – вспоминает бабушка.
– К речке он не любил ходить, – рассказывает отец Димы Сергей. – Сколько там искали, никаких результатов… Дети потоптались возле ручья, а дальше не пошли. Если бы они провались, то был бы виден обломанный лёд, а так – нет…
Милиция, водолазы искали парней и тогда зимой, и по весне, когда растаял лёд, валили бобровые плотины. Ничего.
– Не может такого быть, всплыла бы или шапка, или ботинок, ну хоть что-то за это время, – поясняет бабушка Димы. – В прошлом году проводились какие-то учения, всё повсплывало, в том числе мёртвые животные, но ни одной вещи детей не было…
– А река глубокая? – интересуемся. Родные улыбаются: – В позапрошлый год, в засушливое лето, полностью дно, как на ладони.
За два дня до исчезновения Дима рассказывал дома, что по пути из школы возле детей остановилась машина, мужчина вышел и сказал им, чтобы в пятницу (как раз в тот день, когда пропали ребята) в определённое время пришли к школе, там баптисты будут раздавать подарки. В ту же пятницу в соседней деревне видели цыган…
– Один мужчина, он уже умер, поначалу рассказывал, что видел, как в тот день двое мальчиков садились в машину. Но потом жена на него стала кричать, милиция расспрашивать… Дед начал говорить, что ничего не видел, не знает… Он болел, только подходил к забору, опирался на него и стоял так, смотрел на улицу, – делится бабушка.
«Все экстрасенсы говорят: мальчики живы, ждите, вернутся»
– Где мы только ни были, куда только ни ездили. По области, наверное, у всех гадалок и экстрасенсов побывали, – говорят родные. – Никто из них не сказал, что мальчики мертвы. Были и у Багировой, финалистки 8-й «Битвы экстрасенсов».
Все экстрасенсы твердят: мальчиков среди мёртвых нет, ждите, вернутся.
Из Житковичей женщина сразу предупредила, что нечего в воде «полоскаться», там не найдут их.
Валекс Буяк указывал, что детей якобы похитили и вывезли в Украину. Другие не называли мест, чтобы сузить поиски.
– Как их искать, где? – родные отчаянно разводят руками.
Многие люди незнакомые просто на домашний телефон звонили, подсказывали, куда и к кому можно обратиться, хотели помочь.
Все гадания и предсказания сводятся к одному – мальчики найдутся. И найдёт детей, со слов экстрасенсов, женщина, но не милиция.
«Диму видели в поезде»
Всё это время о мальчиках – ни единой зацепки. Только месяц назад по деревне поползли слухи, что ребята нашлись.
– Даже шофёр, который хлеб возит, спрашивал, как Димка, – делятся Каленковичи.
Родителям же радоваться нечему. Информация не подтвердилась…
– Жена, когда услышала, что девушка, якобы, видела Диму, сразу к ней побежала. Та все приметы его точно описала: и про шрам над бровью, и про зубы, и какие буквы не выговаривает рассказала. До этого Диму нашего она не знала, – говорит глава семейства.
Девушка, якобы, видела именно Диму в дизель-поезде в Лунинце. Он ходил по вагонам и милостыню просил. С её слов, она поинтересовалась: «Ты Дима? Тот ответил: «Да». Она сказала, что его ждут, ищут, но парень ответил, что не вернётся, мол, его будут дома бить. Сказал ещё, что учится в школе, с цыганами, где-то возле Барановичей.
Только оказалось, что Диму эта девушка видела около года назад (!), а рассказала об этом только сейчас… Почему?! Милиция стала проверять информацию, но она не подтвердилась… Родственники Влада ездили туда, тоже безрезультатно.
– Может, и не видела она никого… Но и не придумать же такое?! – бабушка не знает, верить или нет в то, что Диму видели в поезде, тем более так близко от дома, и не понимает, почему видел только один человек, который его узнал спустя столько лет (а сейчас Диме – уже 14) и молчал об этом почти год.
– Да Дима и не обидчивый был, отругаешь его немного, если провинится, а через пару минут опять весёлый скачет, – вспоминает папа. – Он общительный, со всеми умел ладить. Спрашиваю, бывало, у Стаса: «Как там, нашего Диму в школе не обижают?» Тот смеётся, говорит: «Нашего Димку только и обидишь, он со всеми старшеклассниками дружит»… Однако внушить ребёнку что угодно могли.
А бабушка вспоминает свой сон, который видела накануне известия о якобы нашедшемся внуке. Ей приснилось, что достала из банки паука, большего, чем обычно. Во сне женщина вскрикнула: «Это же наш Димка!».
– В старину, когда от человека не было известий, как делали? Брали паука, сажали в банку и закрывали. Если паук сразу умирал, значило, что человека нет в живых, если паук оставался на несколько дней, то и человека живым считали, – говорит бабушка.
Когда Дима пропал, кто-то посоветовал его матери снять кольцо с пальца, положить на ночь под подушку, а утром поводить над фотографией. На одной фотографии выходило, что живой, на второй – тоже живой. Решили проверить способ по фотографии деда, который умер. Кольцо показало, что дед мёртв.
– Мы уверены, что Дима жив и найдётся!
«Димон, садись кушать»
Родные делятся, что Димка часто приходит к ним в снах.
В семье общаются, как будто мальчик всегда рядом.
Помимо Димы, в семье есть ещё один сын, Стас закончил школу и учится в Пинске.
– Стас и сейчас, когда приезжает на выходные и идёт к столу, зовёт: «Димон, садись кушать», а жена постоянно ложку или вилку для него на стол кладёт, как будто он с нами.
Родные пытаются жить дальше, виня себя, что недосмотрели, не уберегли младшего сына.
– Диму отдали в школу, когда ему не было ещё и шести лет, в сентябре у него день рождения как раз. Директор школы попросил, мол, пусть идёт, в классе только один ученик (Влад). Лена не хотела, а я сказал, что тоже раньше времени в школу пошёл, и нормально. Может, если бы я тогда так не сказал, если бы он не пошёл в школу, может, всё бы было по-другому, – с болью признаётся отец.
Каленковичи поддерживают связь с семьёй Влада, уехавшей жить в Брест. Обе семьи вместе ждут сыновей, верят, что они найдутся.
Как говорят Каленковичи, трудно представить большее счастье, чем когда за столом зазвенят приборы, которые всегда приготовлены для младшего сына…