С каждым годом внимание к дате самой крупной в Беларуси техногенной аварии ослабевает. О ней почти не сообщают в пинских СМИ, а цветы к мемориальной доске погибшим рабочим приносят их родные с минимальным участием представителей местных властей и самого холдинга «Пинскдрев».
Между тем, бывший генеральный директор Холдинга «Пинскдрев», который с 2011 года скрывается в Польше, где недавно отметил своё 80-летие, утверждает, что не имеет никакого отношения к случившейся трагедии:
– А что я должен чувствовать по отношению к той трагедии, которая произошла на соседнем предприятии, не у меня, а в СООО «Пинскдрев ДСП», созданном в 2004 году. Так как это юридически и административно отдельное предприятие, то я не занимался этим предприятием, не посылал туда своих помощников, – рассказалЛоран Аринич изданию «Вечерний Брест».
СПРАВКА “МП”
25 октября 2010 года на СООО «Пинскдрев ДСП» взорвалась установка по производству топливных гранул. В результате взрыва два человека погибли на месте, ещё двенадцать умерли от ожогов в больницах Пинска, Бреста и Минска, пятеро рабочих стали инвалидами. Трагедия произошла в результате нарушений правил пожарной безопасности и эксплуатации оборудования.
В случившейся аварии Брестский областной суд признал виновными директора СООО «Пинскдрев ДСП» Леонида Логвина, главного инженера предприятия Игоря Логвина и главного инженера холдинга Владимир Шестаков. Их приговорили к различным срокам ограничения свободы. Тогдашний генеральный директор ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» Лоран Аринич, был обвинён в превышении служебных полномочий, но скрылся от правосудия.
Бывший гендиректор объявлен в розыск белорусскими правоохранителями. Но польская сторона его не выдаёт, ссылаясь на то, что присылаемые запросы на выдачу Аринича не содержат достаточных оснований для совершения этой процедуры.
В августе 2016 года в Белосток приезжал представитель главного управления Следственного комитета Беларуси и, в присутствии польского прокурора, допросил подозреваемого в совершении преступления. Белорусский следователь предложил написать заявление на амнистию, но Лоран Аринич отказался.
Сейчас Аринич живёт в муниципальной двухкомнатной квартире в центре Белостока, за которую платит 600 злотых в месяц. Бывший «красный директор» сообщает, что существует исключительно на белорусскую пенсию, но не теряет надежды вернуть собственность на миллионы американских долларов, которую отобрало белорусское государство.
В интервью «Вечернему Бресту» тёплыми словами вспоминает СССР, говорит, что тогда было больше справедливости, а позже он равнялся на Александра Лукашенко.
Лоран Аринич желает быть похороненным в Пинске, радом с могилой своей матери и ничего не хотел бы менять в своей жизни.
Общается попавший в опалу директор и с независимыми журналистами, где в своих интервью предполагает, что случился рейдерский захват государством частного предприятия, которым он руководил. Также он выдвигает конспирологическую версию о том, что во взрыве что-то не чисто. Дело в том, что за день до трагедии кипрские соучредители СООО «Пинскдрев-ДСП» в отсутствие персонала заходили на участок производства топливных гранул, что они там делали – неизвестно. Ведь, по мнению Аринича, пыли хоть метр насыпь, сама она не взорвется. Пыль должна подняться в воздух и достигнуть определённой концентрации для взрыва.
Беглый директор охотно рассказывает, каких успехов достиг холдинг под его руководством. И повествует, что родился на лесоповале в Сибири, куда советами были сосланы его родители и сетует на то, что с ним несправедливо поступили. Он считает, что в Беларуси нет защиты прав человека и прав частной собственности.
И опять же Лоран Аринич подчёркивает, что не мог влиять на деятельность совместного предприятии СООО «Пинскдрев-ДСП», ведь там были свои директор, главный инженер и вообще из 180 человек работников более 30 были управленцами. Правда, затем противоречит себе и рассказывает, что привлёк под свои гарантии многомиллионный кредит Европейского банка реконструкции и развития на расширение производства топливных гранул.
Бывший работник ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев», Александр удивляется заявлениям Лорана Аринича:
– Ну как он не мог влиять на работу этого цеха по производству паллет? Конечно, он лично не руководил предприятием в режиме ручного управления. Но он генеральный директор всего холдинга, он мог любого директора за час уволить с должности. А этот цех находился на самой территории головного завода холдинга, его было видно из окон заводоуправления и окна гендиректора. Там часто происходили поломки и возгорания, которые ликвидировали своими силами. Первую линию монтировали поляки, а вторую купили у немцев без технической документации и собирали без проекта своими силами, а потом её постоянно доделывали. А планы по увеличению выпуска продукции доводило управление экономики холдинга. Поэтому и работало всё там на износ для получения максимальной прибыли.
После взрыва Генпрокуратура РБ заявляла, что на предприятии имело место систематическое игнорирование предписаний органов пожарного надзора. Кроме того, в СООО «Пинскдрев-ДСП» самовольно была установлена вторая линия по производству древесно-топливных гранул.
А за несколько месяцев до взрыва на заседании на заседании Брестского облисполкома председатель областного совета профсоюзов Николай Басалай и начальник областного управления МЧС Константин Шершунович сообщили о наличии многочисленных сигналов, касающихся несоблюдения правил безопасности в цехе ДСП. И пожаловались на нежелание руководителя предприятия их устранять и даже просто пускать проверяющих на территорию завода. Неужели после того, как вопрос о безопасности рассматривался на уровне области, гендиректор ничего об этом не знал?
Работники холдинга «Пинскдрев» с негодованием вспоминают поведение Лорана Аринича после взрыва. Он не пришёл на похороны, не просил прощения у родственников за загубленные жизни. В это время он пытался удержаться в кресле генерального директора и решал, сколько денег дать родным погибших
Имена погибших работников «Пинскдрева»:
Игорь Муга (39 лет)
Евгений Рапута (26 лет)
Михаил Стародуб (52 года)
Александр Михаевич (34 года)
Екатерина Сакович (24 года)
Виктор Жуковский (55 лет)
Геннадий Козюр (46 лет)
Александр Колодич (23 года)
Сергей Тарелко (25 лет)
Олег Квашали (48 лет)
Александр Мороз (23 года)
Александр Хамлюк (51 год)
Николай Шевчук (60 лет)
Александр Шинкарук (36 лет)
Видео взрыв на Пинскдреве