23 ноября 2024, суббота14:22

Политика

За что Кремль наказал Беларусь, сократив поставки нефти?

20 июня 2016, 16:24

В третьем квартале поставки российской нефти снизятся на 2 млн тонн. Официальная причина – долги за газ. Однако эксперты усматривают в произошедшем более глубокие подводные камни.

О том, что Москва снизит поставки российской нефти в Беларусь, глава Минэнерго РФ Александр Новак заявил 17 июня, пишет Белрынок.

По словам Новака, это связано с неоплатой за поставленный газ «Газпрому». И вторая причина – это недопоставки нефтепродуктов с белорусских НПЗ в РФ. Как было сказано, в первом квартале Беларусь поставила в Россию 89 тыс. тонн из запланированных 250 тыс. тонн, а во втором квартале, по оперативным данным, поставок фактически не осуществлялось.

Глава российского Минэнерго также рассказал, что в последние несколько лет Россия существенно увеличила объем поставок беспошлинной нефти на белорусские НПЗ – с 18 млн. тонн до 23 млн. тонн. «При этом любые беспошлинные поставки – это недополучение в бюджет РФ», – констатировал А. Новак. Поэтому, добавил он, «не снижая общего объёма, который всегда поставлялся – 18 миллионов тонн, мы сохраняем эту базу – часть нефти будет реализована на экспорт, чтобы получить дополнительно доходы бюджета».

Ситуацию прокомментировал также вице-премьер РФ Аркадий Дворкович: «Наши белорусские партнеры нам недоплачивают за газ, мы из-за этого теряем деньги, в том числе в бюджете, так как «Газпром» – крупный налогоплательщик, и, конечно, вынуждены искать варианты компенсации». По данным «Газпрома», белорусский долг на конец мая составил 250 млн. долларов.

Белорусы не ожидали

Нефтяной ультиматум Кремля для профильных белорусских чиновников стал полной неожиданностью. «В последнее время российская сторона не выражала какой-то озабоченности относительно поставок белорусских нефтепродуктов», – сказал обозревателю БЕЛРЫНКА чиновник профильного ведомства.

Кстати, еще в апреле этого года глава Минэнерго Александр Новак заявлял, что пока Россия не намерена применять к Беларуси штрафные санкции и сокращать поставки нефти из-за долгов за газ.

Судя по всему, правительство Беларуси тоже не ожидало подобной реакции Москвы. Первый вице-премьер Беларуси Василий Матюшевский в своем выступлении перед депутатами в конце мая рассказал, что Беларусь ведет диалог с российскими партнерами «по поводу максимального снижения долларовой компоненты в цене газа».

Можно предположить, что «усыпляющее» на белорусских чиновников подействовал и недавний десант российских высокопоставленных чиновников во главе с президентом Владимиров Путиным на Форум регионов в Минск. Известно, что Владимир Путин и Александр Лукашенко обсуждали «газовую» тему и, как сообщил 8 июня журналистам министр энергетики РФ Александр Новак, дали поручение продолжить консультации для поиска компромисса.

Газ или дружба с Европой?

Почему Россия столь спешно приняла решение урезать поставки нефти в Беларусь – ведь после встречи президентов и данных ими поручений прошла лишь неделя? Трудно отделаться от предположения, что за этим нефтяным ультиматумом стоит не столько озабоченность белорусским газовым долгом, сколько раздражение Кремля поведением младшего «брата» в вопросах иного порядка – в том числе, его попытками самостоятельно выстроить отношения с европейскими странами.

«Данное решение Минэнерго России и аргументация его причин, озвученная в СМИ, вызывают удивление. Действующие документы, регулирующие объемы поставок нефти в Беларусь, не содержат привязки к тем или иным газовым вопросам», – отметила в связи с этим пресс-секретарь концерна «Белнефтехим».

Следует напомнить, что на этапе договора о создании ЕАЭС Беларусь не без труда выторговала у РФ повышение объемов поставок нефти в страну, начиная с 2016 года, до 24 миллионов тонн нефти (с условием поставок на российский рынок 1 млн тонн автобензинов). 

Газонефтяной конфликт ближайших союзников по евразийской интеграции весьма красноречиво продемонстрировал истинную цену достигнутым соглашениям в ЕАЭС. К тому же, похоже, для России значение самой Беларуси как страны-союзницы после подписания договора о создании ЕАЭС сильно девальвировалось. А как иначе это можно расценить, если глава российского Минэнерго с сожалением говорит об увеличении беспошлинных поставок нефти в Беларусь с 18 млн тонн до 23 млн тонн и потерях в связи с этим российского бюджета, хотя это, по сути, и есть цена, которую Москва совсем недавно согласилась заплатить за интеграционный проект.


Фото использовано в качестве иллюстрации media-polesye.com
Скриншот видео в инстаграме
Степан Постоялко. На заднем фоне Ирина Абельская и Коля Лукашенко. Коллаж «НН»
Иллюстрация media-polesye.com
Фото: kayseriilkhaber.com