Он звучал, как некая смесь Андропова с Брежневым, боссов КПСС. Вроде бы грозно, но с оговорками. Казалось бы, о новом, но исключительно в старой стилистике. Можно было подумать, что для новых менеджеров, но за столом были сплошь и рядом старые лица. И вели они себя совсем не как новая команда реформаторов с огоньком в глазах, а как коллективный усталый старый конь, который и рад бы глубокую борозду бросить, но боится, да и силёнок не хватает. Глаз VIP-начальников привычно не было видно, потому что, потупившись, они следили за половыми линиями или неровными записями слов главы государства.
Номенклатурный засос
Темы и проблемы тоже были привычными для номенклатуры. Беларусь продолжит работать в рамках пятилеток. Это совсем не новость. Предстоящий пятый пятилетний период почему-то «должен быть отличителен от других своей новизной». Вероятнее всего, новыми будут разве что чайные и кофейные сервизы на заседаниях правительства. Да и иномарки поменяют на новые, как водится. Оказывается, новое правительство уже сформировано – из старых кадров. Правда, мы и не догадывались, что они уже не старые министры, а новые. Старые кадры работали над программой развития экономики на 2016-2020гг. Поэтому новой в ней могут быть лишь отдельные фигуры речи. Они, как глубокое болото, засосали ростки законодательной новизны, выхолостив робкие обещания пятикратного кандидата в президенты РБ.
А. Лукашенко останется центром принятия решений далеко за пределами государственных ресурсов: «В связи с этим вы будете обязаны – все, даже те, кто не назначается Президентом, – представить конкретные планы своих действий». Что-что, а искусством писать планы белорусские чиновники овладели в совершенстве. Чувствуется советский стиль руководства. Финансовый результат ничто, бюрократический план – всё.
Опять А. Лукашенко завёл шарманку с ценообразованием. «Люди очень недовольны системой ценообразования, и они правы». Они-то правы, а Минторг, Минздрав, Минстройархитектуры или Минсельхозпрод продолжат управлять ценами старым дедовским способом – вручную. Чиновники предпочитают не объяснять, почему именно регулируемые государством цены растут быстрее всего. При этом в ситуации устойчивой рецессии широкая денежная масса (М3) при годовом плане 30% за январь – сентябрь 2015г. увеличилась на 35%, а объём кредитования (январь – август 2015г. к аналогичному периоду 2014г.) – на 40,9%. Смятение мозгов дошло до того, что даже многие бизнесмены называют ЭТО жёсткой кредитно-денежной политикой.
Номенклатурные «прокладки» и 300% накрутки к цене
В очередной раз президент страны озаботился распределением прибыли по цепочке от производителя до розницы. Мол, производителей обдирают, как липку, а посредники кладут себе в карманы «огромную массу незаработанных денег». Очевидно, глава страны имеет в виду схемы, схожие с теми, которые выявили контролёры из КГБ в Бресте. Одно закрытое акционерное общество стало одним из крупнейших поставщиков товаров для АПК. Сделать такую головокружительную карьеру в Беларуси без покровительства со стороны Минсельхозпрода и других смотрящих за аграрным рынком невозможно. Распорядители чужого по номенклатурным лекалам организовали не только схемы «оптимизации» налоговой нагрузки, но продавали товары для потребителей «с завышением цены в три раза».
В простонародье такого рода связи между чиновниками и бизнесменами называются экономикой РОЗ (распил, откат, занос). Она ничего общего не имеет с функционированием свободного рынка. Такого рода коррупция и финансирование номенкатурных сделок имеет место только потому, что в АПК нет полноценной частной собственности и открытой конкуренции. Судя по описанию будущей экономической политики номенклатурные междусобойчики продолжат доминировать в хозяйственных связях государственных предприятий. А они формируют около 80% ВВП страны. Новые старые власти Беларуси ни словом, ни намёком не дали понять, что сфера частной экономики в ближайшие пять лет будет расширяться.
Оскомину набили хронические требования А. Лукашенко увеличить экспорт и сократить внешнюю дебиторскую задолженность. Чего только не придумывали чиновники: и дальнюю дугу для экспорта белорусских товаров, и ответственных за экспорт назначали, и льготными кредитами экспортёров снабжали – и всё без толку. Как была 20 лет назад зависимость экспорта от сырьевых и энергетических товаров, так и осталась. Неплатежи за поставленную продукцию резко выросли. На 1.09.2015г. внешняя дебиторская задолженность составила Br67,79 трлн. Это на 32,8% больше, чем было на начало этого года. На 1.01.2014г. этот показатель составлял Br51,84 трлн., а на начало 2012г., когда власти начали активно бороться с внешними неплатежами, внешняя дебиторская задолженность составляла Br44,78 трлн.
Парализующая бюрократия
Продолжается ручное управление экспортом: «Требую от вас в это кризисное время расписать буквально «поштучно», если хотите, каждый трактор, автомобиль, килограмм мяса и молока и определить, куда мы их будем поставлять, кто ответственный». Представьте, какой массив информации приходится обрабатывать бедным сотрудникам Администрации президента. Ещё сложнее вообразить внесение корректировки в инвестиционные, производственные и экспортные планы десятков тысяч коммерческих организаций. Не удивительно, что государственные программы превратились в крематории для «живого» капитала и полигоны для отстрела инициативных руководителей.
VIP-номенклатура давно приспособилась к выполнению таких приказов своего главнокомандующего. Вместо того чтобы заниматься структурными, системными реформами, они в рабочее время будут по 10 часов в день составлять требуемые списки, а потом недоумевать, почему их «самоотверженный» труд не привел к росту экспорта. Буквальное исполнение Вертикалью всех приказов президента неизбежно приводит к параличу системы управления.
А. Лукашенко с 1994 года борется с коррупцией и бюрократией. Каждый год по несколько раз он требует от чиновников исключить бумаготворчество и бюрократизм. А они расцветают пышным цветом, игнорируя грозные приказы президента. Согласно опросу малого и среднего бизнеса в сентябре 2015г. среди 14 проблем МСБ коррупция вышла на третье место, пропустив вперёд только «отсутствие стабильности в экономике, невозможность планирования» и «отсутствие диалога бизнеса и власти, поддержки бизнеса». Такие оценки подтверждают, что чванство и неуважение чиновников доминирует в их отношении и частному бизнесу. Сегодня чиновники и контролеры относятся к предпринимателям не как к «вшивым блохам», а скорее как к жертвенным баранам. Их отдают на заклание во имя стабильности и совершенствования модели госплана.
Таланты и творцы в руках варваров
Беларусы высоко ценятся в разного рода рейтингах инновационности, креативности и талантов. Наша страна в Глобальном индексе креативности занимает 37-ое место из 139 стран. В индексе технологий Беларусь находится на 41-ом месте из 90 стран. Белорусы часто выигрывают разного рода конкурсы в сфере современных технологий. О наших программистах можно читать в ведущих изданиях мира. Они творят разумное, доброе и вечное, к сожалению, всё чаще за пределами нашей страны.
А. Лукашенко прав в том, что в нашем обществе «накоплена масса ожиданий, которые нужно удовлетворить». К сожалению, очередная президентская кампания и контуры будущей экономической политики привели к выпадению этой массы в осадок. В бизнесе преобладает разочарование, отчаяние и гнетущий пессимизм. Даже старожилы белорусского рынка всё чаще подумывают об эмиграции.
В 2014 году почти 80,5 тысячи беларусов получили вид на жительство в странах ЕС. По сути дела наша страна только за прошедший год потеряла целый город, который по численности населения сравним с Полоцком или Жлобиным. Как правило, уезжают молодые творческие трудолюбивые независимые и стремящиеся к благополучию за счёт своего труда. Такой массовый отток людей из страны – прямое следствие их маргинализации, невозможности самореализации. Государственная машина репрессий предпринимательства, тотального контроля за гражданами, кумовство, непотизм и фаворитизм в органах госуправления, идеологизация науки и системы обучения – всё это превратило Беларусь в страну неблагоприятную и даже небезопасную для талантов и людей, нацеленных на достижения.
Без кардинального изменения взаимоотношений «человек – государство», «бизнес – государство», без радикального расширения сферы частной экономики и экономической свободы Беларусь грозит потерять бесценный человеческий капитал. Первые слова и действия А. Лукашенко в начале очередного президентского срока только усилили эту угрозу. Номенклатурный кулак побеждает предпринимательский креатив.