“В атмосфере страха и репрессий очень трудно проводить свободные выборы, может даже невозможно“, — убежден Нил Муйжниекс.
“Свободные выборы требуют свободы — выражения мнений, СМИ, объединений, мирных собраний. И, конечно, нужна техническая инфраструктура для проведения выборов…Ничего из этого в Беларуси нет — ни прав, ни технической инфраструктуры”.
По подсчетам правозащитников, напомнил спецдокладчик ООН, в стране более 1.200 политзаключенных. Это “огромное количество для такой страны, как Беларусь“, особенно если сравнивать с численностью населения.
В Беларуси продолжаются репрессии в рамках уголовных и административных дел политически мотивированного характера, заявил он. Иногда репрессии “нацеливаются на близких и родных пострадавших — как тех, кто внутри Беларуси, так и тех, кто уехал“. “Мы знаем о довольно жесткой практике — повторном вынесении приговоров, произвольном продлении тюремного заключения, действиях против людей, уехавших в Литву, Польшу, другие страны“, — отметил спикер.
Кроме того, по его словам, все больше репрессии “нацеливаются на адвокатов, занимающихся политически чувствительными делами“.
Спецдокладчик ООН напомнил, что в Беларуси “практически все независимые СМИ, сайты, соцсети после 2020 года были закрыты; за решеткой, согласно подсчетам, “находятся 45 журналистов и медиасотрудников“.
“Власти используют антитеррористическое, антиэкстремистское законодательство для преследования людей, — констатировал он. — Не только против журналистов и медиапредставителей, но и за потребление информации СМИ, перепечатку и понравившиеся материалы. Применяется законодательство “о клевете“ , многих преследуют за “оскорбление властей“ (часто — господина Лукашенко) или “дискредитацию Беларуси“.
“Если избиратели не могут независимо сформировать свое волеизъявление, получить независимую информацию, выборы нельзя считать свободными“, — подчеркнул спикер.
В стране “жестко ограничивается“ свобода объединений и собраний, что, по его словам, сказывается на политических партиях, общественных организациях, адвокатуре, профсоюзах, религиозных, культурных и других организациях.
По словам спецпредставителя ООН, электоральная процедура проводится таким образом, что “нет никаких сомнений, какие могут быть результаты выборов, — нет реального выбора“.
“Не будет независимого наблюдения за выборами — со стороны ОБСЕ, БДИПЧ, поскольку их пригласили лишь несколько дней назад, в таких условиях они не работают, — напомнил он. — Не будет настоящего общественного наблюдения за выборами, потому что нельзя доверять результатам наблюдения, которое осуществляют союзники господина Лукашенко“.
Таким образом, отметил эксперт, ситуация с правами человека в контексте выборов “довольно жесткая“.
“Мне очень хочется дождаться, когда политзаключенные будут освобождены. Жду того дня, когда улучшится ситуация с правами человека, чтобы могли состояться настоящие выборы с непредсказуемыми результатами. Жду дня, когда спецдокладчик ООН по ситуации с правами человека в Беларуси больше не будет необходим“, — сказал Муйжниекс.