26 октября 1984 года в американский прокат вышел фильм «Терминатор» — первый популярный фильм Джеймса Кэмерона, прославивший и режиссёра, и исполнителя роли злодея Арнольда Шварценеггера.
Но ещё важнее, что картина стала настоящим хитом и породила огромную франшизу, в том числе и сиквел «Терминатор-2: Судный день» — один из величайших фантастических боевиков в истории.
Вот только при всём значении и важности этой серии у неё есть одна главная проблема. Уже больше десятка лет все её продолжения ругают, а последний фильм и вовсе с треском провалился в прокате.
Рассказываем, в чём же величие франшизы «Терминатор», какие беды её преследуют уже многие годы и есть ли у истории про робота-убийцу шансы на возрождение.
Почему «Терминатор» — великий
Оригинальный фильм — авторский эксперимент, ставший блокбастером
Сегодня вряд ли найдётся человек, который вообще ничего не слышал о франшизе «Терминатор», Джеймсе Кэмероне или Арнольде Шварценеггере. Даже если кто-то не смотрел фильмы, все видели кадры (скорее всего, из второй части), знают фразу I’ll be back и основную идею: злые роботы из будущего хотят убить человека в прошлом.
Но в начале 1980-х всё было иначе. Джеймс Кэмерон на тот момент успел поработать только над провальным фильмом «Пиранья-2: Нерест» (потом он долгие годы будет избегать упоминания своего дебюта). Автор придумывает сценарий фантастического боевика и пытается убедить какую-нибудь студию взяться за него. Но Кэмерон хочет снимать лично, поэтому продаёт права продюсеру Гейл Энн Хёрд. За один доллар!
На картину выделяют всего четыре миллиона долларов, потом всё-таки добавляют ещё два с половиной. Для сравнения: в «Охотников за привидениями» того же года вложили 30 миллионов, в «Конана-варвара» — предыдущий боевик с Арнольдом Шварценеггером — 20 миллионов, даже у «Чужого», вышедшего на пять лет раньше, был бюджет в 11 миллионов.
Сыгравшие в фильме Линда Хэмилтон и Майкл Бин до этого мелькали только на вторых ролях в кино и сериалах. И даже будущий исполнитель роли Терминатора тоже ещё не был крупной звездой. Шварценеггер обрёл популярность в Европе, был культуристом, но в США только начинал кинокарьеру — фильм Кэмерона даже пришлось отложить, поскольку сиквел «Конана» был важнее.
Экономили буквально на всём: вместо операторской тележки использовали обычное инвалидное кресло, вместо реальных машин взрывали небольшие копии. Самые сложные спецэффекты оставили на начало и финал.
В итоге перед релизом ожидания у студии Orion были очень посредственные. Но первые зрители и критики остались в восторге от фильма, потом помогло сарафанное радио. Недорогая авторская фантастика заработала почти 80 миллионов долларов, Кэмерон и Шварценеггер тут же превратились в звёзд, а слово «терминатор» навсегда стало определением бездушной машины, которая охотится за людьми.
А ведь в основе был просто смелый проект никому не известного автора. Первый «Терминатор» — отличный пример, как авторское видение и правильное распределение средств помогают создать уникальное кино. Фильм пробудил интерес к мрачной фантастике, задал актуальную до сих пор тему противостояния людей и машин. И породил одну из самых известных франшиз.
Вторая часть — сиквел, который обогнал оригинал и изменил кино
Есть укрепившийся стереотип, что продолжение не может быть лучше первой части. На самом деле это почти всегда правда. Есть лишь единичные исключения, которые подтверждают правило: «Крёстный отец — 2», «Звёздные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар». В 1991 году в этот список навсегда добавился и сиквел «Терминатора».
Его снимали в совсем другом статусе: за плечами Джеймса Кэмерона числился сиквел «Чужого» и экспериментальная «Бездна». Последний фильм провалился кассово, но утвердил режиссёра как мастера спецэффектов и сложных съёмок.
Арнольд Шварценеггер стал настоящей звездой экшена и брутального кино: он крошил врагов в «Хищнике», «Коммандо» и «Бегущем человеке» и даже смешил зрителей в «Близнецах».
Главный плюс «Терминатора-2» в том, что режиссёр буквально вывернул свою же историю наизнанку. Сейчас уже трудно понять, но после первого фильма все знали, что Шварценеггер играет злодея. Тут аналогичный робот снова попадает в прошлое и ищет сына Сары Коннор. Далеко не сразу выясняется, что теперь он защищает людей от более опасного терминатора.
В первой части царила атмосфера страха и обречённости: простой солдат и официантка пытались сбежать от неуязвимого злодея. Здесь два робота устраивают гонки на мотоциклах, грузовиках и даже вертолётах, стреляют из всех возможных видов оружия и громят всё вокруг. Да и Сара уже не испуганная девочка, а человек, посвятивший жизнь подготовке к следующему бою.
На производство выделили аж 100 миллионов долларов. Но до сих пор видно, куда пошёл каждый цент из этой суммы. Именно «Терминатор-2» изменил отношение к компьютерной графике.
«Жидкий» робот появляется в кадре всего на 3 минуты. Чтобы сделать его максимально реалистичным, над этими сценами трудилась огромная команда. Кроме того, в картине использовали все виды эффектов: анимацию, покадровые съёмки, миниатюры, механизмы.
И снова грандиозный успех: «Судный день» собрал 500 миллионов долларов и открыл дорогу другим дорогим фантастическим боевикам. Режиссёры перестали бояться вкладываться в спецэффекты. Заодно «Терминатор-2» показал, что можно отлично совмещать экшен, сложные съёмки и интересный сюжет.
Но дальше начались проблемы.
Что не так с «Терминатором» сейчас
Франшиза погрязла в самоповторах
Если проследить дальнейшую режиссёрскую карьеру Джеймса Кэмерона, то видно, что он всегда сторонился длинных франшиз — пока не добрался до «Аватара». После второго «Терминатора» режиссёр не снял больше ни одной части.
Но студия не могла забросить настолько популярную серию. Поэтому другие режиссёры решили раз за разом пересказывать ту же самую историю. А что ещё хуже — регулярно приглашали стареющего Шварценеггера вновь сыграть опасного робота.
Однако в большинстве фильмов попытки как-то разнообразить сюжет выглядят анекдотом про перестановку кроватей в борделе. В третьей части герои борются с терминатором, который уничтожает терминаторов. В пятой злодеем оказывается сам Джон Коннор — главный спойлер зачем-то поместили прямо на постер. В шестой охотятся уже на новую героиню, а защищает её получеловек-полуробот.
Но сюжет повторяется раз за разом: перемещение в прошлое, добрые и злые роботы, Сара Коннор, ожидание Судного дня, брутальная финальная схватка — мы всё это видели ещё в 1991 году, остановитесь!
С каждым разом попытки добавить сюрпризов в тот же сюжет выглядят всё более нелепо. В третьем фильме злобный робот выглядит как сексуальная красотка, в пятом показывают омоложенную версию Шварценеггера, в шестом возвращают Линду Хэмилтон.
В какой-то момент даже самым преданным фанатам всё это надоело. Шестой фильм с треском провалился и принёс авторам огромные убытки. Планы на очередную трилогию тут же свернули, и полнометражные «Терминаторы» ушли на перерыв.
Но неужели нельзя было придумать что-то другое? Можно, но с этим тоже были проблемы.
Новые идеи в «Терминаторе» никому не нужны
Стоит уточнить, что франшиза не ограничивается только лишь фильмами: уже давно появились комиксы, игры и прочие материалы. Но всё же основа «Терминатора» всегда оставалась на экране.
Впервые придумать что-то новое попытались ещё после третьего фильма: в 2008 году стартовал сериал «Терминатор: Хроники Сары Коннор» (на русский его почему-то перевели как «Битва за будущее»). Здесь персонажи после событий второй части перемещаются во времени и выполняют различные задания, чтобы спасти мир и себя.
В 2009 году вышел четвёртый полнометражный фильм с подзаголовком «Да придёт спаситель» — первая и единственная часть, в которой всё действие разворачивается в будущем. А ещё тут нет робота в исполнении Арнольда Шварценеггера — подобный персонаж с наложенным графикой лицом появляется только в одной сцене.
Казалось бы, это то, куда должна стремиться франшиза. Но фантастический сериал привлёк недостаточно зрителей, чтобы окупить производство: его закрыли после второго сезона. Фильм тоже провалился: не увидев знакомых лиц, зрители просто не пошли в кинотеатры, не помогло даже участие Кристиана Бэйла.
Последняя попытка как-то оживить уже мёртвую франшизу произошла в 2024 году — на Netflix вышел «Терминатор: Зеро». Впервые (кроме небольшого приквела к четвёртой части) историю сделали анимационной и впервые перенесли её в Японию. Да и сюжет сильно обновили: мультсериал будто бы не отменяет события второй части, но интересно дополняет их.
Аниме приняли по большей части положительно. Ходят слухи, что будет и второй сезон, хотя официально это пока не подтвердили. Но, кажется, «Терминатор: Зеро» тоже не вызвал настолько широкого резонанса, как хотелось бы.
Джеймс Кэмерон делится, что уже разрабатывает новый фильм, который обновит серию. Однако он хвалил и предыдущие части, а после их провала тут же открещивался от своего участия. Но теперь создатель франшизы обещает полностью изменить сюжет, оставив лишь знакомый сеттинг. То есть поступит по тому же принципу, что и авторы «Терминатора: Зеро».
Кажется, если у серии и есть шансы возродиться, то только в такой форме. Хотя остаётся шанс, что полнометражные картины уже попросту утомили зрителей: 30 лет не выходило ничего по-настоящему хорошего. Возможно, стоит сделать упор на стриминги, анимацию и сериалы. Придумывать что-то совсем новое как по сюжету, так и по форме, либо просто отпустить франшизу на покой.