«Чтобы быть свободным, денег много не нужно»
– Расскажи о себе. Что ты считаешь важным в жизни?
– Сейчас мне 28 лет, родился в Виннице. Стараюсь много читать и развивать свои знания, чтобы иметь критическую точку зрения на события. И вот такой подход к жизни научил тому, что мне персонально много не надо, чтобы чувствовать себя счастливым.
У меня есть парочка растений: мята, помидоры. Есть собака, пару книг – это то необходимое, чтобы себя хорошо чувствовать. Если мне хочется адреналина, я выезжаю на мотоцикле. Если хочется погулять, у меня есть подруга, друзья, с кем могу провести время.
Проблема в том, что люди хотят больше и больше. И когда доходит до момента: «баста, у меня всё есть, мне больше ничего не надо» – останавливаются. Всё, что мне нужно, иметь что покушать и свободу выбора. Надо иметь, конечно, деньги. Но их не нужно много, чтобы быть свободным. По крайней мере, в Испании ты не должен быть миллионером, чтобы считать, что ты свободный.
– Какое твоё хобби?
– Китайская философия кунг-фу учит: надо научиться ждать, в жизни не всё происходит моментально. Терпение – это очень хороший скилл.
Я работаю над этим. Сейчас моё хобби выращивание неприхотливых растений. Для выработки терпения. Посадил растение – и каждый день за ним наблюдаешь. Должен его полить, если растёт криво, поправить.
Вот посадил петрушку, должна взойти. Растут помидоры, перец, деревце оливки и разные цветочки.
Наблюдаешь за растениями, и не думаешь о многих банальных вещах, успокаиваешь свой разум.
– Расскажи о своём отъезде из Украины.
Мы жили в Виннице. Мой папа – бывший военный. При развале СССР потеряли все накопления, деньги обесценились. Папа стал служить в украинской армии, зарплата задерживалась на полгода, мама начала работать больше. Родители решили, что кто-то должен ехать за границу зарабатывать деньги.
Папе нельзя было выезжать из-за службы, к тому же у него были травмы на кистях – получил переломы из-за падения бетонной стены. Решено было, что поедет мама. Мне было 5 лет, меня отвезли к бабушке и дедушке в Кривой Рог. Мой папа остался со старшим братом в Виннице. Я жил с бабушкой и дедушкой до 10 лет, за это время маму видел несколько раз. Потом она забрала меня в Испанию на ПМЖ.
Как мама рассказывала, приехала она без документов, имея при себе 150 долларов. К моему приезду она создала в Испании хорошую позицию с документами, с квартирой и так далее. Отец и брат, который к тому времени поступил в университет, ехать отказались…
Я учился тогда в пятом классе. В итоге прожил с мамой до 25 лет.
– Как давался тебе язык?
– Не помню, когда я перешел на него. Я мог только сказать: “Ме Ямо Николас “. Ничего не понимал. Но как-то потихонечку начал говорить. Я даже не знаю, в какой момент. Мама не давала мне сидеть дома. Например, в горы ходил с группами каталанцев на 2-3 дня, и они говорили только на каталане. Я ничего не понимал, но я все время слушал и слушал. Летом, чтобы я не сидел дома, не играл в компьютер, мама записывала на кружки. Помню, что руками всякие штуки строили, играли в футбол, теннис, в бассейны ходили.
– Ты много читаешь. Кто привил тебе любовь к книгам?
– Бабушка, мама моей мамы, с которой я жил. «Ты всегда читай, потому что век живешь, век должен учиться», – повторяла она.
И у меня осталось в голове, что я постоянно должен учиться. Когда учишься, читаешь, покупаешь новые книжки или берешь где-то.
Например, первые четыре книги о Гарри Поттере я прочитал на русском, пятую – на украинском, две последние – на испанском.
«В Украине дети взрослеют раньше»
– Какие были твои взаимоотношения с ребятами в школе?
– Как иностранец, я два года ходил в школу публичную, где за учёбу 100% платит государство. В классе было 18 человек: я – один украинец, два испанца, один грузин, ребята из Латиноамерики, Пакистана, Индии, Марокко. Никто ни на кого не давил, все были друзья.
Как-то испанцы-старшеклассники забрали мяч, когда мы играли с парнем из Пакистана, стали обзываться, типа, русское говно… К примеру, когда я в Украине в школе дрался и мне выбили два зуба, дома спросили, кто это сделал, я ответил, что не знаю… А здесь, если ты подрался в школе, то приходят родители, может даже полиция приехать. В той ситуации парень, отобравший мяч, увидел, что я настроен решительно и буду драться, отдал мне мяч и больше никогда не подходил.
В Испании люди живут «en una burbuja», в своем мыльном пузыре: здесь всё хорошо, типа в мире нет проблем и воин. А что вне пузыря, это не наше дело.
Меня спрашивали, почему у тебя сломаные зубы? А я в ответ: «Почему у вас они целые?
Или, когда детей забирают из школы, приходят с бутербродом. Я в школу сам ходил, добирался 15-20 минут… А тут 15-летних парней за ручку приводят, да ещё и бутербродик сделали. И если что – звони домой сразу!
– Когда ты начал самостоятельно зарабатывать и как с этим у твоих сверстников?
– Есть люди, которые здесь начинают работу очень молодыми. Я первый раз устроился на работу в 16 лет в Макдональдс. Он находился возле моего дома и меня позвал знакомый.
На мой взгляд, в Украине молодёжь взрослеет раньше по сравнению с Испанией. Здесь не идут работать кем попало и живут с мамой и папой, пока не получат образование и не начнут зарабатывать много. У меня был сосед, ему лет 40, и он до этого времени с мамой жил.
И даже, когда они находят работу, они продолжают жить с родителями, потому что вдруг начинается фиеста-фиеста: надо погулять, купить машину, мотоцикл.
Я начал работать не потому, что у меня менталитет, а потому, что сидеть у мамы на шее не хотел, мне было стыдно просить деньги у мамы, чтобы пойти гулять. Она много работала, а я буду их тратить на ерунду? Я так не мог.
– Как дальше складывалась твоя учёба? Работа?
– С 6-го по 10-й класс, здесь называется ла эсо, – средняя школа, потом – высшая школа, это как 11-12 класс на Украине. И там специализировался на науке, называется бачиерату. Высшая школа есть научная, техническая, социальная, здоровья и высшая ума – учат латынь, греческий язык, музеи разные… Помню, как мы над ними прикалывались. Это, конечно, неправильно, потому что каждый должен учить то, что ему интересно.
Закончил школу, пошёл в университет, начал учить статистику, так и называется – каррер де статистика.
В университет, когда ты ходишь, надо учиться, а я первые семестры проучился, появились друзья, начались всякие гулянки. Учиться было некогда. После года, где я ничем не занимался толком, пошел на другое учение, где уже начал изучать финансы, управление фирмой, налоги. Это вроде как техникум.
И когда ты там учишься, тебе под конец дают шанс попробовать себя в какой-то фирме, но тебе платят меньше как практиканту. Потом тебя могут или взять на работу или сказать спасибо. Я проработал в фирме 2 года, после этого 6 месяцев давал уроки в колледже.
Затем меня пригласили в голландскую фирму в Барселоне. Они занимались темой необанка, это дигитализированные банки. Проработал 5 лет. Но нашу команду сократили, выдав хорошую компенсацию, сейчас государство платит пособие за трудовой стаж.
И так, как я работал с 16 лет, у меня максимальная компенсация за это.
«Философия: не думай о том, что будет завтра»
– У тебя появилось больше свободного времени? На что ты его тратишь?
– Да, я сейчас чуть-чуть остановился, чтобы понять себя, что мне больше нравится…
Есть время, чтобы посадить помидоры, выгулять собаку, покататься на мотоцикле, пойти куда-то погулять с друзьями и как бы больше понять себя.
Есть время почитать, мне нравится философия стоицизма: чем больше я в нее вникаю, чем больше пытаюсь ее понять. Но, как говорит Сенека, неважно, сколько ты прочитал, важно, как ты знания используешь… Или: не думай о том, что будет завтра, переживай за то, что происходит сегодня.
Например, Кунг-фу, Будда пытаются подать информацию с легкой точки зрения, а стоики очень накручивают свои сообщения, поэтому некоторые не могут дочитать начатое. Если взять шар по имени земля, то Конфуций – это Китай, Будда – это больше Индия, стоицизм – это больше Европа. Но мудрость в основном сводится к общим философским основам: жить надо сегодняшним днём и прощать прошлые ошибки.
– Ты много читаешь. Что можешь посоветовать почитать людям, которые хотят лучше разобраться в жизни?
Я рекомендую стоицизм. Нравилось раньше и нравится сейчас. Я могу сказать, почитайте это, почитайте то, что интересно, но если ты прочитаешь какую-то рекомендацию от Сенека, например, не переживай за то, что будет завтра, переживай за то, что у тебя происходит сегодня. Если ты это прочитаешь, но ты это не будешь использовать каждый день, то какой смысл — это читать?
Я рекомендовал стоицизмов, эти тексты бывают очень концентрированные, не все могут это прочитать, не то что понять или применить.
Ты увидел, у меня две книжки на полу, потому что я читаю две одновременно, потому что смотря, как я себя чувствую, потому что иногда к одному не готов. Есть одна фраза, как перевести, «иногда мы не готовы выучить то, что мы хотим выучить».
Я заметил, что во всех культурах говорят одно и то же, только другими словами: не переживай то, что завтра, переживай то, что сегодня. не переживай то, что уже было, переживай то, что сегодня. Делай все, что ты делаешь, делай с концентрацией, потому что у тебя только есть сейчас, и так как у тебя только есть сейчас, живи сейчас.
Ты читаешь Сенека, и его сообщение такое же самое, что тебе говорит Будда. И ты читаешь Будду, и у него то же самое, что тебе говорит Конфуций.
Они все говорят одно и то же. Только, другими словами. Получается, там что-то должно быть. Значит, там правда.
Могу сказать название книг, но лучше читать авторов.
Эпиктето, Сенека, Марк-Авреллий, именно такому хронологическому порядку.
Затем Конфуций. Лао-Цзы, это мудрость из Китая.
И Будда, да, да, и всё, тебе будет подходить.
Размышления Миколы о войне, будущем Украины и мнение о геополитических играх – читайте тут.