— Речь не идет о том, что мы будем разгонять экономический рост за счет увеличения внутреннего спроса. Мы будем наращивать экспорт в регионы, в которых будут востребованы наши товары, — отметил председатель Совета министров.
Удастся ли правительству до конца года осуществить этот план?
Кобякову дана отмашка на инфляцию и девальвацию?
— Даже Лукашенко говорил, что на наших традиционных рынках на быстрый прогресс вряд ли можно рассчитывать, — напоминает директор по исследованиям Либерального клубаЕвгений Прейгерман.
По его словам, надеяться на быстрое завоевание белорусскими производителями новых рынков тоже не стоит.
— Не первый десяток лет власти говорят о диверсификации, но прогресса так и не достигли. Тем не менее, подходы к диверсификации остаются прежними: поехать, продать, где нас не знают, — подчеркивает эксперт.
Как считает аналитик, единственным резервом роста остается внутренний рынок: административное повышение доходов, введение льготного кредитования па покупку белорусской продукции.
Такие меры, по мнению эксперта, могут сказаться на цифрах экономического роста, но в чуть отдаленной перспективе могут иметь печальные последствия.
— Выглядит все так, что дана отмашка на будущую инфляцию и девальвацию, — полагает Евгений Прейгерман.
Лукашенко никогда не пойдет на реформы
Как считает экономист Лев Марголин, оптимистические заявления руководителя правительства связаны с президентскими выборами.
— Никаких оснований для такого оптимизма нет, — подчеркивает эксперт. — Вот, если бы цена на нефть пошла вверх, возобновился экономический рост в России или Запад отменил санкции в отношении РФ, то появился бы шанс на оживление и белорусской экономики.
Однако, по словам экономиста, пока тенденция совсем иная: российская экономика все больше погружается в кризис.
Эксперт напоминает, что на недавней встрече Лукашенко с Кобяковым глава государства упрекнул правительство в попытке “подсунуть президенту какие-то великие шаги в будущее”.
— Очевидно, правительство все-таки вышло с предложениями, но президент понимает, что любые радикальные комплексные реформы – прямая угроза режиму его личной власти. Вот почему на них он никогда не пойдет, — полагает экономист.
По его мнению, после выборов, возможно, Лукашенко и попробует что-то менять, но половинчатые решения не будут эффективными.
— Для реформ нужен новый человек с новыми взглядами, с новой идеологией, — уверен Лев Марголин.