«Лукашенко работает по старым лекалам. Назначение главой своей администрации Дмитрия Крутого означает то, что он дает четкий месседж Кремлю: я назначаю человека, которого вы прекрасно знаете, того человека, который делал все для того, чтобы максимально интегрировать Беларусь с Российской Федерацией, отвечал за разработку и одобрение, принятие 28 союзных программ, который максимально содействовал инкорпорированию военно-промышленного комплекса Беларуси в военно-промышленный комплекс Российской Федерации, обеспечивал производство необходимого России для продолжения агрессии против Украины, который поддерживает агрессию против Украины, который подписывал целый ряд соглашений с регионами, оккупированными Российской Федерацией, являющимися территорией Украины. Одновременно инициировал открытие генерального консульства в Ростове-на-Дону, консульский округ которого планируется распространить на территории оккупированной Украины. То есть человека, который абсолютно вам понятен, открыт, пророссийского», — сказал он.
Одновременно, по мнению Латушко, Лукашенко обозначает и западный вектор. Максим Рыженков на посту главы МИДа получил задание попытаться наладить отношения с Западом.
«С другой стороны, он назначает Максима Рыженкова на должность министра иностранных дел, который скорее будет пытаться пробовать наладить хоть какие-то малейшие связи, контакты с Западом в преддверии переназначения Лукашенко на должность, которую он узурпировал в 2020 году», — продолжил Павел Латушко.
Он отметил, что Рыженков имеет большой дипломатический опыт. Он работал в посольстве Беларуси в Польше под началом Латушко, возглавлял ОБСЕ, отдел Восточной Европы Министерства иностранных дел, был начальником управления внешней политки администрации Лукашенко.
«Был постоянным конкурентом для Макея, критиковал его, пытался вводить свои подходы в деятельность министерства иностранных дел страны. Были посылы на то, что Рыженков хотел стать министром иностранных дел. Рыженков будет пытаться какие-то связи с Западом установить. Подтверждением этому является та информация, которая поступила нам где-то два месяца назад, что эмиссар Елисейского дворца президента Макрона приезжал в Минск, где абсолютно закрыто встречался как с самим Лукашенко, так и с Рыженковым. На прошлой неделе мы получили подтверждение того, что Рыженков находится на телефонной связи с Елисейским дворцом. Эти коммуникации продолжаются, поэтому мы можем понимать, что будет задействован французский вектор», — добавил он.
Павел Латушко сомневается в успехе «миссии» нового министра.
«Хоть Уинстона Черчилля назначай сегодня министром иностранных дел, он не сможет ничего сделать до тех пор, пока Лукашенко не прекратит массовые репрессии, пытки в тюрьмах, не освободит политических заключенных, не перестанет содействовать агрессии России и не прекратит гибридную войну на границе с Европейским союзом. Но предполагаю, что Рыженков получил соответствующие инструкции», — продолжил он.
В итоге назначение Рыженкова скорее является сигналом не Западу, а Кремлю, считает политик.
«Назначая Рыженкова, Лукашенко не дает сигнал Западу. Скорее, он дает сигнал Кремлю, Путину, о том, что если что, я буду пробовать развивать отношения с Западом. Это старая схема. Для чего? Для того, чтобы получить вновь больше ресурсов и финансовой поддержки для его режима, который находится в сложной финансовой ситуации, в том числе и в связи с неумелым управлением экономикой и экономическими санкциями и ограничениями, которые введены за репрессии и за соучастие в войне», — заявил Латушко.
Задачей Натальи Петкевич в должности заместителя главы администрации Лукашенко станет организация кампании по продлению его полномочий в 2025 году.
«Назначая Наталью Петкевич первым заместителем главы администрации, Лукашенко назначает человека старой школы проверенного, который обеспечивал беспроблемно переназначение его на должности президента в предыдущие электоральные периоды. Это личность антибеларусская, которая выступает против беларусского языка, широкого использования беларусского языка в жизни общества, поддержки беларусской культуры. Будучи министром культуры, я не раз напрямую с этим сталкивался, с ее агрессивным отношением к беларусской культуре. Но главная задача Лукашенко обеспечить спокойное переназначение на должность, которую он узурпировал», — констатировал Латушко.
Говоря об отставке Сергея Алейника с поста главы МИД, политик среди причин назвал недовольство российской стороны работой с министром, а также его проблемы со здоровьем.
«Его можно охарактеризовать как министр фиаско. Министр, который пробыл в должности главы внешнеполитического ведомства современной Беларуси самый короткий срок: всего лишь полтора года. Который не смог сделать ничего внятного во внешней политике. Одна из причин, почему он ушел в отставку, это постоянный сигнал из Москвы: недовольство его работой, вялостью, неспособностью реализовать те задачи, которые ставил Кремль. У них не сложились хорошие отношения с Лавровым. Такая информация нам поступала ранее. Вторая причина — это проблемы с сердцем. Он носил холтер. Так что проблемы со здоровьем в последнее время это то, что преследует дипломатов Лукашенко», — заключил Латушко.