Президентские выборы в Беларуси назначены на 11 октября. К вечеру 17 июля зарегистрированными были объявлены инициативные группы по выдвижению в президенты руководящего страной более 20 лет Александра Лукашенко; лидера либерально-демократической партии Белоруссии Сергея Гайдукевича (участвовал почти во всех президентских избирательных кампаниях); лидера партии “Справедливый мир” Сергея Калякина (партию называют оппозиционной коммунистической).
Центризбирком решит судьбу остальных претендентов в понедельник, 20 июля.
На прошлых выборах, в 2010 году, о желании занять президентское кресло заявили 19 человек. Этап регистрации преодолели 10 инициативных групп, и только один противостоявший Лукашенко кандидат в президенты – Виктор Терещенко – избежал после дня выборов ареста, тюрьмы, допросов.
65-летний предприниматель Виктор Терещенко решил испытать судьбу уже в четвертый раз – инициативная группа по выдвижению его в президенты подала заявку в ЦИК.
Оппозиционная нестыковка
Более 1700 человек объявили себя членами инициативной группы по выдвижению кандидатом в президенты политика Николая Статкевича, экс-кандидата в президенты, все еще заключенного в тюрьму после выборов 2010 года.
В группе известнейшие в Белоруссии люди – поэты Нил Гилевич и Сергей Законников; академик Радим Горецкий; поэт и политик Владимир Некляев – кандидат в президенты на прошлых выборах (2010 года), жестоко избитый в день голосования и на больничном одеяле волоком отправленный силовиками прямо в СИЗО КГБ.
Некляев прошел “американку” (так в Минске называют СИЗО КГБ за архитектурное подобие тюрьмам США 30-х годов), томился под домашним арестом, написал ставшую культовой поэму “Лicты да Волi” (“Письма на волю/Воле”: слово “воля” совпадает с именем жены поэта: “Оля” по-белорусски – “Воля”).
Некляев к нынешней президентской кампании отказался от созданного им движения “Говори правду!” и сейчас требует зарегистрировать кандидатом в президенты содержащегося в тюрьме Статкевича – экс-кандидата на прошлых президентских выборах, слишком критичного и слишком наступательного в дозволенных предвыборных речах, все еще отбывающего назначенный судом срок за организацию “массовых беспорядков”.
Все остальные, обвиненные в организации беспорядков в день прошлых выборов 19 декабря 2010 года, уже освобождены или эмигрировали из Белоруссии.
“Обреченное движение”
Движение за сидящего в тюрьме Статкевича обречено на провал – по белорусским законам, кандидатом в президенты не может быть гражданин, имеющий непогашенную судимость.
Центризбирком уже заявил, что шансов на регистрацию группы, выдвигающей в президенты заключенного Статкевича, нет и быть не может по закону.
Ряд лидеров оппозиции заявляют между тем, что “проблема Статкевича” должна быть лакмусовой бумажкой на предмет демократичности действий белорусской власти для европейских наблюдателей. Но в белорусской оппозиции нет согласия.
Белорусская оппозиция не сошлась в решении о едином кандидате, противостоящем Лукашенко, и ее подходы к избирательной кампании иногда неординарны.
Прошедший через СИЗО КГБ в период выборов 2010 года лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько выдвигается кандидатом в президенты самостоятельно, без согласования с оппозиционным блоком.
Так же действует Сергей Калякин из оппозиционной коммунистической партии “Справедливый мир”.
Женский натиск
Если ЦИК зарегистрирует четырех претенденток на президентское кресло, то президенту Лукашенко предстоит бороться с “мягкой силой” женщин-политиков.
Татьяна Короткевич, выдвинутая оппозиционным движением “Говори правду!”, активно начала общение с избирателями. Посыл – чисто женский и по-мужски ответственный: за сильную страну и счастье в каждом доме.
Три другие претендентки широкой публике пока мало известны.
Возможность “дамской победы” над Лукашенко обсуждается уже несколько лет. Но последний, снявшийся в предыдущих выборах, претендент Наталья Машерова, по сути, похоронила предпочтения избирательниц. Наталья – дочь популярного у белорусов секретаря ЦК КПБ Петра Машерова, погибшего в автоаварии накануне советской перестройки, – отказалась от борьбы за президентское кресло, хотя авторитет ее отца до сих пор силен в Белоруссии.
“Тунеядец в законе”
Эпатажный белорусский журналист Василий Семашко принес в ЦИК регистрировать кота.
Кот орал и царапался, но, по отзывам охраны ЦИК, выглядел лучше иных претендентов на президентское кресло.
За алкогольный перегар не был допущен в офис ЦИК Юрий Шульган – безработный и, по сути, бездомный: срочно организованной для легализации претендента на президентский пост креативной инициативной группе не удалось обеспечить запись о постоянном проживании Шульгана в месте, где он когда-то обитал и, может быть, будет прописан.
Шульгана и руководителя его инициативной группы Коновальчика забрала у ЦИК милиция. Коновальчик, известный изданием сатирической газеты “Навинки”, весьма популярен в неформальной белорусской среде. Благодаря ему претендент Шульган уже узнаваем как “тунеядец в законе” после указа белорусских властей о борьбе с тунеядством.
Группы, подобные этим, по утверждению белорусских аналитиков, идут в президентскую кампанию для активизации давно угасшего интереса к белорусским выборам.
Но итог нынешнего, как будто состязательного процесса, по мнению аналитиков, предрешен. Вопрос только в том, признает ли Запад, до сих пор не признававший белорусские выборы, нынешние процедуры соответствующими демократическому стандарту.