Например, по данным Комитета по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома в экономике области в марте 2015 г. было занято 598,1 тыс. человек, что на 1,8% меньше, чем в марте 2014 года.
Численность зарегистрированных безработных на конец марта 2015 г. составила 6,7 тыс. человек, что на 68,4% больше, чем на конец марта 2014 г., и на 9,1% больше, чем на конец февраля 2015 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец марта 2015 г. составил 1,1% от экономически активного населения (на конец марта 2014 г. – 0,6%).
Организациями области в марте 2015 г. было принято на работу 6,3 тыс. человек, уволено по различным причинам 8 тыс. человек.
В целом по Беларуси уровень зарегистрированной безработицы на конец марта достиг 0,9%, а официальное число безработных за последний год увеличилось на 73%.
По мнению специалистов, причина роста безработицы – излишняя привязанность к российскому рынку, на который поставляется львиная для белорусской продукции. В силу различных обстоятельств рынок у наших соседей находится в стагнирующем состоянии, и белорусские товары там продаются с большим трудом. Поэтому предприятия, чтобы быть конкурентоспособными, начинают оптимизировать свои издержки. А поскольку в структуре затрат в целом по экономике около 25% составляют отчисления на оплату труда и социальные нужды, то сокращение персонала – один из самых простых способов снижения издержек. Причём, проблемы в промышленности сказываются и на других секторах экономики, так что картина с занятостью получается нерадужной.
Например, эксперты Всемирного банка указывают, что примерно две трети работников в Беларуси заняты в госсекторе. Избыточная численность работников на госпредприятиях составляет в среднем около 10%. Если уволить лишний персонал, то уровень безработицы в стране может вырасти на 4%. Специалисты рекомендуют нашим властям реально оценивать уровень безработицы в стране, увеличить уровень пособия по безработице и принимать активные меры в переобучении и помощи в поиске новой работы.
Увеличивать пособие по безработице белорусские власти пока не собираются, так как официально зарегистрированные безработные имеют право на получение адресной социальной помощи – о чём заявила министр труда и социальной защиты Марианна Щёткина.
А вот недавно одобренный депутатами декрет Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества» (в народе названный «декретом о тунеядцах») можно отнести к активным мерам по помощи в поиске работы. Потенциальные тунеядцы, чтобы не платить 20 базовых величин за право не работать, начали активней регистрироваться на «бирже труда» и искать способы уклонения от драконовского Декрета. На сегодня, например, в Пинском регионе 3 млн. 600 тысяч рублей для многих полуторамесячная зарплата.
Кстати, в Пинске ходят упорные слухи, что в службе занятости стараются под разными предлогами не регистрировать новых безработных. Правда, чиновники утверждают, что это невозможно по закону. Однако Пинск – лидер по уровню безработицы в Брестской области, а это заставляет о многом задуматься.