Молдова
«Остается либо продать квартиру и съехать, либо смириться»
— Живем в Кишиневе. Соседи у нас с прибабахом — причем со всех сторон. Сосед сверху держит дома мастерскую — пилит, сверлит и стучит молотком, начиная с 08.30−09.00. Сосед за стеной широко известен в округе своими пьянками и скандалами. А с другой стороны снимают жилье студенты, они шумят и мусорят в подъезде, пишет Зеркало
Общаться со всеми ними бесполезно (пробовали проводить беседы — не помогло, к сожалению). Остается либо продать квартиру и съехать, либо смириться. Закона, чтобы воздействовать на соседей, нет, если кто-то шумит, можно вызвать полицию — но это приходится делать каждый раз, а кардинально ничего не меняется.
Если сосед тебя затопил, у тебя тоже нет никаких рычагов давления на него — он тебе просто не откроет дверь. Приходится вылавливать его где-то у подъезда, чтобы поговорить по-хорошему.
Когда ты покупаешь недвижимость, ты интересуешься: «А кто соседи?» (риелторы об этом предупреждают). Мы тоже задавали такой вопрос, в ответ услышали, что это «тихие старушки» и «милейшие люди». А потом оказалось, что милейшие люди сдают свои квартиры вот таким вот личностям.
Беларусь
«Стоило ребенку уронить игрушку, как мы тут же получали сообщение от соседей»
— 4 года назад мы с мужем купили квартиру. Как заехали, какое-то время спали на полу. Потом купили кровать, и поскольку денег на сборщика не было, стали собирать сами. И тут же объявились соседи с претензией: мы шумим после 19.00, а у них — маленький двухлетний ребенок.
В итоге мы еще месяц спали на полу, потому что по будням работали до 20.00, а в выходные шуметь нельзя. И кажется, тогда-то мы и посадили своих соседей себе на шею.
В то время нас почти не было дома — мы приходили туда только переночевать. Вечеринок не устраивали, да что там — даже вдвоем иной раз посидеть и пообщаться не могли.
Ровно в 23.00 к нам приходили соседи и напоминали, что пора бы ложиться спать. Бывало, они звонили нам в дверь в час ночи и сыпали обвинениями: «у вас притон», «вы слишком громкие» — хотя мы в то время мирно спали.
Затем у соседей появилась еще одна претензия: у нас в квартире «скрипят полы», когда мы ходим. Они требовали, чтобы после 23.00 мы прекращали все перемещения. Да, умом мы понимали, что надо бы их просто послать. Но мы ждали ребенка и не хотели ссориться с теми, с кем нам жить бок о бок много лет.
Мы сделали дополнительную звукоизоляцию, заменили деревянные полы на линолеум, а позже купили ковры в каждую комнату. Казалось бы, больше уже не к чему придраться. Но вот у нас самих появился малыш — и снова появились поводы для претензий: стоило нашему ребенку уронить игрушку, как мы тут же получали сообщение от соседей.
Соседский малыш подрос — и мог бы пойти в сад. Но его родители решили оставить его дома.
И поэтому нашему ребенку категорически нельзя ползать и играть над комнатой маленького соседа — а то он все слышит. Соседи угрожают жалобами «во все инстанции», пугают, что в отместку будут стучать по батареям и громко слушать музыку в то время, когда у нашего ребенка тихий час.
Сейчас у нас новая проблема: соседи требуют, чтобы мы держали малыша в кровати до 09.00, в противном случае грозятся не давать нам спать до 23.00, чтобы отбить охоту вставать пораньше. Жизни от них нет! Не было бы у нас ребенка — послали бы и жили по закону.
«Предприимчивые квартиросъемщики пересдавали по вечерам квартиру, которую снимали»
— Сейчас подо мной живет коллега из Wargaming (теперь уже из Lesta), но несколько лет назад квартира сдавалась. Каждый раз, когда в нее въезжал кто-то новый, мы узнавали об этом тут же — слышимость в доме такая, что нельзя даже стул передвинуть, чтобы это не стало известно другим соседям.
Обычно нашими соседями были пары с маленькими детьми, но тут въехали ночные «тусовщики» — каждую ночь у них были гости по 5−15 человек, пьянки с танцами до утра, громкие споры и даже драки.
Мы ходили к ним постоянно. Соседи когда открывали, а когда и нет. Незнакомые нам лица иногда обещали: «Все-все, больше не шумим», — а иногда посылали на три буквы (и тогда мы звонили в милицию).
Однажды мы решили поговорить с соседями в светлое время суток. Но разговора не получилось.
Заспанный парень буркнул: «Зато ваши дети бегают и мешают нам днем — а мы спим, между прочим». Неудивительно: если так фестивалить всю ночь напролет, то днем только и остается, что спать. А вот нам такое удовольствие было недоступно.
Мы нашли номер владельца квартиры — и пожаловались. Сначала тот не поверил нам: да его арендаторов вообще по ночам дома не бывает, они работают — парень барменом в ночном клубе, а девушка официанткой. Но несколько дней спустя он позвонил нам сам и извинился. Он выяснил, что его предприимчивые квартиросъемщики пересдавали по вечерам квартиру, которую сняли. Уходя на работу, они впускали в дом компанию, а утром выпроваживали гостей, прибирались за ними — и ложились спать. И да, наши дети им действительно мешали.
Польша
«Я в наушниках на митинге коллег слышу хуже, чем свою болтливую соседку»
— Живем во Вроцлаве уже третий год — в тихом спокойном районе. Все у нас было замечательно, пока соседи-студенты не выехали, и вместо них не заселилась новая семья.
Мы живем на втором этаже (это местный первый), а под нами на огрудке — они. Иной раз кажется, эти люди вышли из леса — не знают, как себя вести. Сейчас, когда окна постоянно закрыты, нам полегче, а летом они постоянно в огрудке — то курят (и весь дым к нам), то по 2−3 часа по телефону общаются. Да так громко, что я в наушниках на митинге коллег слышу хуже, чем свою болтливую соседку. А смеется она так, что слышат даже люди в соседнем доме.
Суббота-воскресенье — мы просыпаемся под крики у нас под окном. А в прошлом месяце новая напасть: соседи взяли собаку, и она лаяла на весь дом — нам даже приходилось работать у знакомых.
Ну, а в довершение ко всему, у соседей ремонт, о котором они вспоминают обычно под вечер (и особенно стараются в пятницу) — и давай стучать молотком на весь подъезд.
Что в итоге — да ничего, разговоры не помогают, соседи смеются, угрожают полицию вызвать, если им докучать буду. А в последний раз сказали нам: «Съезжайте!» — хотя я просто просила предупреждать заранее, когда у них будут шумные работы.
Мы звонили в администрацию оседла, обращались в страж мейска, но никто ничего не может сделать, хотя все нам сочувствуют. По польскому законодательству время тишины — с 22.00 до 06.00, а в остальное — делай, что угодно.
Когда соседская собака достала всех своим воем, я кинула пару записок им на огрудок — пожалуйста, обратите внимание. Но соседка в ответ заявила, что уже «сообщила в полицию», что мы засоряем ее огрудок — «ждите штраф».
Испания
«Соседка приходила к нам в 7 утра и пыталась выяснять отношения»
В 2022 году мы с мужем релоцировались в Испанию. Год прожили на съемной квартире — а этим летом наконец приобрели свою в пригороде. И вот после небольшого ремонта мы заселились. Познакомились с соседями по подъезду, большая часть из них — испанцы, но так же есть и иностранцы.
Соседи по этажу оказались очень приветливыми и дружелюбными. Всегда хотят нам помочь, зовут на кофе. Но, к сожалению, «в семье не без урода»: как оказалось, под нами живет очень странная девушка. Глядя на ее грязный, захламленный балкон, мы думали, что его хозяйка — одинокая пенсионерка, но нет, это молоденькая сеньорита с очень скверным характером.
Пару раз эта соседка стучала в потолок, потому что думала, что мы шумим (а это были другие наши соседи). Она приходила к нам в 7 утра и пыталась выяснять отношения, но из-за моего плохого испанского и ее нулевого английского диалог не сложился.
Сначала мы очень переживали, но потом другие соседи сказали, что соседка «немного ку-ку» — и мы успокоились. Сейчас приветливо здороваемся с ней при встрече — а девушка в ответ отводит глаза.
Германия
«Мойтесь в ванной, сначала — дети, потом в той же воде — взрослые»
— Живем в Штутгарте. Хозяин дома, в котором мы снимаем квартиру, и его жена — из швабов (местная этническая группа). Другие немцы часто называют швабов скрягами и скупердяями. И похоже, в их словах есть доля правды. Вот так наши хозяева учили нас экономить воду:
— Не принимайте душ, мойтесь в ванной, сначала — дети, потом в той же воде — взрослые. А потом ею можно полы помыть.
Еще они рекомендовали нам мыть посуду в тазу, чтобы снизить расход воды. Но мы просто купили посудомойку. Не стоит тревожиться о наших тратах, дорогие хозяева!
Тем не менее рассказать я хотела не о них, а о семье из Юго-Восточной Европы, что снимают дом напротив. Они такие шумные, что распугали других соседей, — рядом жили приятные ребята-немцы, но потом съехали.
День наших соседей начинается в 7 утра: глава семейства выходит на улицу — и кричит что-то кому-то в доме. В окне появляется его жена, брат или сын — кричат в ответ. Думаешь, они ругаются, но нет — похоже, это просто разговор. Что-то вроде составления планов на день. Мы с мужем шутим, что «у них митинг».
Чтобы пообщаться по телефону, каждый из соседей тоже выходит во двор. Включает громкую связь — ну, а что, другие соседи же должны быть в курсе! И так весь день у них напоказ. Нам иногда кажется, что нашим соседям не хватает зрителей, и они с еще большим удовольствием поселились бы в театре — прямо на сцене.
Режим тишины в Германии — с 07.00 до 22.00, если кто-то шумит позже, можно вызвать полицию. На первый раз полицейские делают официальное предупреждение, а в дальнейшем могут дать штраф. Но наши соседи, похоже, жаворонки — в 22.00 в их доме ни в одном окне свет не горит.
Литва
«За стеной летали стулья, падала то ли мебель, то ли люди»
— Мы снимаем частный дом, он разделен на 3 части: две по 50 «квадратов», и одна — 100. У нас была маленькая боковушка, в другой части дома жила мама хозяина, а самую большую квартиру на протяжении года снимали трое студентов-литовцев.
Ребята постоянно устраивали сейшены — музыка грохотала с 22.00 и до 4 утра. Где-то раз в месяц у них были драки, за стеной летали стулья, падала то ли мебель, то ли люди. Девушка одного из студентов кричала в 4 утра по-русски на всю округу: «Доброе утро, страна-а-а!»
Когда ребята устраивали первые вечеринки, хозяйка ходила их успокаивать — а потом рассказывала, что в квартиру набилось человек 20. Позже студенты перестали впускать ее. Не открывали даже днем, ждали, пока она уедет на работу. Один раз хозяйка пожаловалась на студентов сыну, он приехал — и спустил колеса в их машине, чтобы ребята не избежали серьезного разговора.
Пару раз мы стучали по стене во время шумных вечеринок, чтобы ребята поняли, что мешают нам. Но они в отместку пожаловались хозяйке. Та пришла и сказала, что хорошо нас понимает, но «у нас так нельзя».
Еще они ночью случайно заперли электрические ворота. Утром никто не мог выйти за забор. Но вместо того, чтобы признать ошибку, они упрямо твердили, что это мы в 4 утра проснулись… и сломали ворота. Хозяева им не поверили, конечно же.
Как мы решали проблемы с соседями — наверное, мы могли бы вызвать полицию, но решили предоставить это право хозяйке. Плюс мой муж иногда говорил, что ребят «можно понять»: мы тоже когда-то были студентами.
Хозяин в основном беседовал с ними — и на какое-то время они успокаивались. Он говорил, что давно бы выгнал ребят, но был связан по рукам контрактом. Через год он был так рад, что они наконец съезжают. Пришел принимать квартиру, а там такой бардак — его мат был хорошо слышен даже в нашей части дома.
«Если свода правил, под которым „подписались“ все соседи, нет — нам остается договариваться»
Спросили у психолога, конфликтолога и медиатора, а в прошлом — юриста Светланы Кондратенко, как решать конфликты с соседями.
— Люди должны договариваться, узнавать потребности друг друга — и пытаться идти навстречу.
В любой стране конфликты с соседями, как правило, связаны с тем, что кто-то шумит — и мешает другим, или занимает чужое парковочное место или чужую территорию, пользуется чужими вещами без спроса, загрязняет общее пространство или выставляет мусор туда, где не положено, — и он источает запах…
На постсоветском пространстве в таких случаях принято идти самим разбираться с соседями — в беседе, а то и в драке.
В европейских странах и в США конфликты чаще разрешают в юридической плоскости. Ну или с помощью классической медиации: когда стороны садятся друг напротив друга вместе с медиатором — и каждая высказывает свои претензии.
При этом очень важно оценить адекватность требований сторон — и отделить зерна от плевел. Когда соседи предъявляют: «вы шумите», — неплохо бы попросить их дать определение, что они считают шумом. Потому что, когда мы ходим по своей квартире, — это не шум, пусть даже этажом ниже нас слышат. Допустимый уровень шума, как правило, прописан законом — и это точно не просто перемещения по своей квартире.
Хотя надо признать, что многое зависит от страны. Моей коллеге пришлось как-то быть медиатором на встрече в Германии: соседи предъявляли претензии к девушке, которая, вернувшись из какой-то поездки, воспользовалась душем у себя в квартире после 23.00. Это их возмутило: «Так нельзя! — сказали соседи. — Если вы не успели принять душ раньше — это ваша проблема: примите его завтра».
Поэтому очень важно знать правила проживания в стране/том пространстве, где мы живем. Если свода правил, под которым «подписались» все соседи, нет — нам остается только договариваться. И лучший способ — сесть друг напротив друга и корректно, без обвинений и перехода на личности высказать свои претензии.
Бывает так, что сделать это не представляется возможным, поскольку конфликт затянулся, — тогда мы предлагаем «заочную» медиацию. Каждая из сторон в тишине и покое составляет список на бумаге — и передает его оппонентам. А следующим этапом будет поиск компромисса.
Но важно, чтобы стороны были готовы идти на уступки. Например, одна сторона соглашается запирать где-то собаку, чтобы та не носилась по квартире после 23.00, а другая — закрыть глаза (и уши) на то, что собака скулит и лает, пока ее хозяева на работе.
Потому что даже такие вещи могут быть предметом споров: хотя вроде бы пес лает в допустимое время — но соседи не могут с этим мириться.
Хочу обратить внимание: в процессе переговоров очень важно задавать вопросы и получать ответы, чтобы понять, о чем можно договориться.
А теперь представим, что одна из сторон (как правило, та, к которой у другой есть претензии) вообще не готова идти на компромисс — люди не хотят менять свой уклад. Что тогда? В таком случае недовольные соседи должны составить список — а затем оценить его с точки зрения правил общежития, которые заведены в этой локации, а может даже конкретно в этом доме. В некоторых случаях выход — это обратиться к соответствующим органам. В странах бывшего Союза это работает хуже, на Западе — чуть лучше: часто один-два огромных штрафа отучают соседей мусорить или включать музыку на полную громкость быстрее, чем слова.
А вообще хороший совет — с самого начала выяснить, по каким правилам живет дом/соседское сообщество и попытаться установить добрососедские отношения со всеми. С теми, кто сам не нарушает правил общежития, а при встрече демонстрирует доброжелательность, ругаться совсем не хочется.
И даже если конфликтная ситуация возникает, она обычно разрешается корректно и относительно быстро.
Если есть возможность, познакомьтесь с соседями, включайтесь в смол-токи — это хороший задел на будущее.