25 ноября 2024, понедельник07:50

В стране и мире

Какие последствия для Беларуси будет иметь гибель Пригожина

25 августа 2023, 7:09

Покинут ли вагнеровцы Беларусь после смерти Евгения Пригожина и что вообще сейчас будет с этой группировкой? Как ликвидация верхушки ЧВК Вагнера повлияет на отношения официального Минска с Западом и с Россией?

Независимое издание пытается ответить на важнейшие вопросы.

Вечером 23 августа стало известно о крушении в Тверской области бизнес-джета Embraer Legacy 600, принадлежавшего основателю ЧВК Вагнера Евгению Пригожину. Видео падения не оставляет сомнений в том, что в воздухе произошел взрыв: самолет приближается к Земле плашмя, за ним тянется поток дыма. Очевидцы также рассказывали, что слышали два взрыва. Издание Financial Times со ссылкой на собственные источники сообщает, что самолет был сбит российской зенитно-ракетной системой. По данным российских СМИ, рассматривается также версия о том, что в отсек шасси была заложена взрывчатка.

Росавиация заявила, что Евгений Пригожин и главный командир наемников Дмитрий Уткин были в списке пассажиров самолета. При этом официальных подтверждений, что они действительно погибли нет – на момент написания текста идентификация найденных трупов еще не состоялась. Однако гибель Пригожина и Уткина фактически ни у кого не вызывает сомнений.

После мятежа вагнеровцев 23–24 июня многие предсказывали, что президент РФ Владимир Путин, несмотря на все публичные гарантии, не простит Пригожину бунта и рано или поздно убьет его. Руководитель проекта Bellingcat Христо Грозев прогнозировал, что через полгода Пригожин или будет убит, или совершит новый мятеж. Как выяснилось, полгода ждать не пришлось.

(Не)аннулированная сделка

Главная загадка сейчас: что будет с ЧВК Вагнера в Беларуси?

Размещение наемников в Беларуси было частью сделки Пригожина и Путина, которая положила конец мятежу 23–24 июня. Лукашенко дал мятежникам гарантии безопасности и согласился, что вагнеровцы какое-то время «перекантуются» в Беларуси, пока не определятся, чем им заниматься дальше. А заодно – будут тренировать лукашенковских силовиков.

Почти шесть недель назад, 15 июля, стало известно, что в Беларусь прибыла первая большая колонна группы Вагнера. В течение июля количество наемников в стране наращивалось, достигнув, по некоторым данным, 6,5–7 тысяч бойцов.

В начале августа начали распространяться слухи, что наемники покидают страну. В чате родственников наемников одно за другим стали появляться сообщения, будто вагнеровцев вывозят из Беларуси – отправляют домой в отпуск, а потом тех, у кого есть загранпаспорт, вероятно, отправят в Африку. 19 августа украинский Центр национального сопротивления сообщал, что из-за этого группировка в Беларуси якобы сократилась до 4,4 тысячи человек. 24 августа «Радыё Свабода» опубликовало спутниковые снимки, из которых следует, что в главном лагере вагнеровцев возле деревни Цель в Осиповичском районе за последние недели была демонтирована треть всех палаток. Правда, сокращение лагеря еще не доказывает, что наемники действительно покидают страну. Мониторинговый проект «Беларускі Гаюн» вывода вагнеровцев из лагеря не фиксировал.

Снимок имеет иллюстративный характер. Бойцы ЧВК Вагнера стоят у стихийного мемориала с портретами Евгения Пригожина и Дмитрия Уткина у офиса ЧВК Вагнера в Новосибирске, Россия. 24 августа 2023 года.
Фото: Stringer / Reuters / Forum

С одной стороны может казаться, что смерть Пригожина аннулирует сделку, согласно которой ЧВК Вагнера перебазировалась в Беларусь, и автоматически приведет к выводу наемников из страны. Однако проблема заключается в том, что на самом деле никто не знает на каких условиях и с какими целями вагнеровцев перебрасывали в Беларусь – на этот счет существует много версий. Большинство из них персонально на личность Пригожина не завязаны. Будь то логистический хаб для перебрасывания в Африку, гибридная агрессия против НАТО, шантаж Европы или «троянский конь» для Лукашенко – ни одна из этих потенциальных целей сама по себе не теряет смысл с исчезновением Пригожина. Во всех случаях главным выгодополучателем, заказчиком и спонсором должен был выступать Кремль и он может таковым оставаться.

Некоторые эксперты после появление новости о гибели Пригожина высказывали мнение, что сейчас у Лукашенко появится возможность разрядить обстановку в отношениях с соседними странами. Однако не совсем понятно, как это может выглядеть. Страны НАТО считают угрозой не лично Пригожина, а тысячи его головорезов на территории Беларуси, в которых видят инструмент агрессии Кремля. Власти Польши 24 августа четко дали понять, что с их точки зрения гибель Пригожина не ведет к снижению угрозы со стороны Беларуси.

«Пусть каждый теперь сам для себя ответит, является ли группа Вагнера, которая дислоцируется в Беларуси, большей или меньшей угрозой. Для меня это риторический вопрос», – заявил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.

Даже на пропагандистском уровне Лукашенко вряд ли сумеет воспользоваться ситуацией. Его кампания шантажа была построена на том, что он якобы изо всех сил сдерживает вагнеровцев, которые «рвутся» в Польшу. Но о Пригожине в этом контексте Лукашенко никогда и не вспоминал.

Поэтому пока российские боевики остаются в Беларуси, разрядка в отношениях с Западом, скорее всего, будет невозможна. Единолично принять решение о выводе вагнеровцев из страны Лукашенко вряд ли способен –сначала нужно получить согласие от Кремля.

В ожидании поглощения ЧВК

Смерть Пригожина в некотором смысле упрощает решение проблемы дальнейшего финансирования наемников. Как известно, деятельность ЧВК Вагнера с самого своего создания оплачивалась из государственного бюджета РФ. После мятежа продолжать финансировать частную армию Пригожина со стороны Кремля было бы нонсенсом. Кто платил деньги наемникам последние два месяца – неизвестно. Можно допустить, что Пригожин в этот период пытался заткнуть все дыры в бюджете компании самостоятельно, из собственного кармана. Но это могло быть лишь временным решением – наемникам нужно было найти стабильные источники финансирования. Теперь же все максимально просто: группа Вагнера или работает непосредственно на Путина, или остается совсем без денег.

Дальнейшие шаги Путина относительно ЧВК Вагнера предсказать не сложно. И до, и после мятежа Москва пыталась добиться от наемников, чтобы они перешли на службу в подразделения Минобороны РФ. Во время встречи в Кремле 29 июня Путин даже пообещал, что вагнеровцев не будут растягивать по разным подразделениям, а оставят служить вместе – только сейчас в виде не частной, а государственной армии. Однако Пригожин и командиры категорически отказывались это делать. Вероятно, сейчас, после того как ЧВК Вагнера оказалось обезглавленой, остальные наемники станут куда более сговорчивыми. Поэтому, скорее всего, власти России попытаются дожать вагнеровцев, чтобы те полностью подчинились Минобороны. Поглощение ЧВК Вагнера государством в нынешней ситуации выглядит почти неизбежным сценарием.

Вопрос только в том, как Путин будет использовать группу Вагнера, когда окончательно возьмет ее под свой контроль. Военный обозреватель группы «Информационное сопротивление» Александр Коваленко в интервью «Белсату» допустил, что вскоре ЧВК Вагнера в обновленном формате вернется на территорию Украины, чтобы принимать участие в войне. Действительно, такой вариант выглядит наиболее логично: Россия на фронте несет большие потери, остро нуждается в свежих силах, поэтому даже несколько тысяч наемников будут очень полезной помощью для российского командования. Вероятно, не будут сворачиваться и африканские проекты ЧВК Вагнера – только сейчас они будут реализовываться под другой вывеской.

Вместе с тем, Путин может посчитать целесообразным как минимум небольшую часть вагнеровцев оставить в Беларуси. Нельзя исключать, что идея гибридной агрессии против стран НАТО с использованием наемников действительно присутствует в головах кремлевских стратегов. Но даже если Москва не планирует реальных провокаций на границе, то она все равно заинтересована в том, чтобы в глазах Запада такая угроза сохранялась. Для Путина это очень важное средство шантажа Европы.

Кроме того, присутствие вагнеровцев в Беларуси – это еще и дополнительный инструмент влияния на режим Лукашенко как во внешней, так и во внутренней политике.

Обиделся ли Путин?

В начале августа Лукашенко заявил, что хотел бы оставить наемников ЧВК Вагнера в Вооруженных силах Беларуси и, «отталкиваясь от них, активнее создавать контрактную армию». Возможно, Лукашенко действительно попытается воспользоваться ситуацией и создать из вагнеровцев хотя бы небольшой отряд собственной «преторианской гвардии» (с учетом последних событий некоторые наемники опять-таки могут оказаться более сговорчивыми). Однако свои планы здесь может иметь и Россия. Внедрение подконтрольных Москве наемников в лукашенковскую армию будет выгодно Путину с точки зрения потенциального интегрирования беларусской армии в российскую.

Что касается двусторонних отношений Москвы и Минска, то убийство Пригожина – это довольно тревожный сигнал для Лукашенко. Не стоит забывать, что в момент мятежа официальный Минск выступал с нейтральных позиций. Ни одного плохого слова о Пригожине Лукашенко не сказал – наоборот называл бизнесмена «авторитетным человеком в вооруженных силах». Он призвал с пониманием относиться к действиям вагнеровцев и не наказывать их. «Слушайте, ну есть кого мочить… Есть кого сажать», – объяснял он.

Кроме того, на позорных для Путина событиях 24 июня Лукашенко очень хорошо пропиарился. Даже лояльные Кремлю СМИ поразила речь самопровозглашенного правителя Беларуси, где он хвастался тем, что якобы спас Россию от смуты и в критический момент де-факто отдавал распоряжения российским силовикам через голову Путину. Теперь Лукашенко стоит серьезно задуматься, не осталась ли у российского лидера обида на него за такую нескромность.


Иллюстрация media-polesye.com