Не много ли времени у молодых людей отнимает служба? Может, следует скорректировать эту весьма важную позицию?
На взгляд профессионалов, здесь очень многое зависит от потребности армии в пополнении. Чем меньше срок службы, тем больше граждан приходится призывать, пояснял год назад первый заместитель начальника главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС РБ полковник Сергей Пузаков.
«Свободные новости плюс» поинтересовались мнением на сей счет у двух независимых экспертов: руководителя аналитического проекта Belarus Security Blog Андрея Поротникова и бывшего офицера политуправления Белорусского военного округа Сергея Возняка.
— У нас в стране сохраняется один из самых длительных сроков срочной службы в Вооруженных силах. Даже в России он длится ровно год. Чем это можно объяснить?
Андрей Поротников:
— Исключительно здравым смыслом: есть минимальный срок подготовки специалиста по военно-учетным специальностям. Я имею в виду специалиста, который может работать самостоятельно, без опеки. Для мотострелка, например, — это 6—9 месяцев.
Существуют также и организационные моменты. Части должны содержаться в определенных штатах с тем, чтобы не было разрывов в ситуации, когда одни срочники демобилизовались, а новые из учебных центров еще не пришли. В этом плане наиболее оптимален советский срок службы в 2—3 года. Таково мнение специалистов, с которыми мне приходилось общаться.
— Нужен ли нам вообще обязательный призыв на срочную военную службу?
Андрей Поротников:
— Для Беларуси как для континентальной страны необходимо наличие массового резерва подготовленных в военном отношении людей. В этом плане необходимо задействовать максимально возможное число граждан. Одной из форм такой подготовки является срочная служба. Второй вариант — милиционная подготовка
по швейцарскому образцу. Или по схеме скандинавских хемвернов. Так что никакой адекватной альтернативы смешанной форме комплектования нет и не будет. По крайней мере, до тех пор, пока войны ведутся на планете Земля. Возможно, в будущем они перенесутся в космос. Тогда можно будет от призыва и отказаться — не все по здоровью годны в космонавты (смеется).
Пока же идеальный вариант для страны — призыв и контракт с охватом максимально годного по состоянию здоровья контингента и сроком срочной службы в 2—3 года. Ну и, конечно, с соответствующим военным бюджетом.
Те, кто утверждает, что Беларуси сегодня необходима исключительно контрактная армия — или провокаторы, или не дружат с головой.
Сергей Возняк:
— Если мы не принимаем политического решения о переходе на контрактную систему, то армия может комплектоваться по смешанному принципу, как и сейчас. Контрактная армия — звучит красиво, но нужно просчитать цену вопроса. Если мы призываем наводчика-оператора или механика-водителя на год, то он полгода учится, полгода служит и потом уходит в запас. Если же возьмем в армию лет на 10—15, то нужно создавать инфраструктуру: строить квартиру для его семьи, магазины, детские сады, школы, а самому контрактнику нужно платить немалую зарплату…
Все упирается в цену вопроса. Думаю, Беларусь по нынешнему экономическому состоянию и потенциалу не готова к переходу на профессиональную армию. В этих условиях комплектование Вооруженных сил за счет призыва на срочную службу оправдано.
— И все же, как быть с идеей сокращения сроков призыва? Хотя бы для того, чтобы сделать службу более привлекательной для молодых людей?
Андрей Поротников:
— Для многих наших молодых людей привлекательны «телки, тачки и айфоны». Таковы реалии. Если исходить из того, кто что считает привлекательным, то мы никуда не придем.
Срок в 18 месяцев далеко не самый продолжительный. Южная Корея, Сингапур, Израиль, Турция, Греция, Кипр — там 2—3 года срочной службы. Ставят в строй 85—90% призывников, а не 30%, как у нас. И ничего, никто не надорвался. И по уровню развития вооруженных сил они впереди многих будут.
Престиж армии зависит от ряда факторов. О них можно говорить долго и интересно. Но вот срока службы в этом перечне нет. Армия престижна и в Израиле, где служат все парни по 3 года, и в Эстонии, где служат 8—11 месяцев.
Нет абсолютной связи между уровнем военных расходов, способом комплектования армии и сроком срочной службы, демократией, уровнем экономического развития, возможностями для самореализации индивидуума…
Сергей Возняк:
— Сокращать срок срочной службы можно, но при одном условии: если солдат целенаправленно все эти месяцы будет заниматься боевой и морально-психологической подготовкой. А если помимо этого на него по дурной традиции повесят еще и строительство генеральских дач, и рытье ям, и содержание свинарника, наряды по столовым, то службу можно растягивать бесконечно, а в итоге солдат все равно не научится воевать.
В советской «учебке» за полгода готовили командира танка, наводчика-оператора, механика-водителя — этого вполне хватало. Но бойца следует избавить от выполнения несвойственных ему задач.
А как у других?
Армия Израиля построена на базе обязательного призыва. Срок службы для парней — три года, для девушек — два.
Cлужба в армии Германии занимает один год.
Обычный срок службы в Греции — девять месяцев. Моряки уходят служить на двенадцать. Уменьшенный срок службы (для детей из многодетных семей) — шесть месяцев. Три месяца отдай греческой родине, если ты родился в другой стране.
В армию США можно добровольно пойти на службу в возрасте от 17 до 32 лет, при этом срок службы не ограничен. Место прохождения службы не выбирают.
В Финляндии призываются мужчины с 18 до 30 лет, на разные сроки службы (6, 9, 12 месяцев).
Среди всех стран НАТО призывная система комплектования армии сохраняется в Греции, Турции, Норвегии и Эстонии (совсем недавно и руководство Литвы объявило о намерении вернуть призыв). В остальных странах формирование армии проводится на добровольной основе.
В России комплектование армии происходит как на призывной, так и на добровольной (контрактной) основе. Срок службы по призыву — 1 год (срок установлен с 1 января 2008 года). Служба в армии может быть заменена на альтернативную гражданскую службу, которая длится от 18 до 21 месяца, право на её прохождение должно быть обосновано.
Юрий Дубина