15 января 2025, среда09:46

Политика

Какую часть туши русского медведя съест Беларусь?

17 марта 2015, 10:17

Во времена нефтяных и газовых войн между Беларусью и Россией некоторые белорусские чиновники, журналисты официальных СМИ и "говорящие головы", именуемые экспертами, основанием для снижения цен на углеводороды указывали тот факт, что нынешняя Беларусь есть часть бывшего СССР, потому полезные ископаемые, залегающие в российских недрах, являются собственностью не только России, но и Беларуси. 

Мысль поражает своей глубиной и широтой. И если ее углубить и расширить, но уже в обратном направлении, т.е. из России в сторону Беларуси, то Москве должны принадлежать не только наши калийные соли, речицкая нефть, “Нафтан”, МТЗ, БелАЗ, “Гродно Азот” и БМЗ, но и все прочие предприятия, равно как и жители Беларуси, получившие паспорта СССР или родившиеся в нем. 

Нынче идет война посерьезнее. Россия своими действиями в Украине обозначила предел своего терпения по отношению к претензиям западного мира на гегемонию. Но “запад” как цивилизационная идея не может не быть гегемонистским. Сначала в бой идут наука и технологии в связке с экономикой, потом настойчиво распространяются “прогрессивные” (толерантность, мультикультурализм и т.п.) социальные нормы, наконец, в качестве способа разрешения возможных противоречий между государствами предлагается политическая глобализация. 

Европейские идеологи глобализации проговорились еще в конце 20-го столетия: экономическое единство мира (под патронажем транснациональных корпораций, которыми руководят “западные” люди) необходимо дополнить единством политическим. В отличие от политиков-чиновников и бизнесменов, верящих единственно в силу капитала, идеологи не забывали политику, понимаемую ими как способ бытия вместе большого числа людей в коммуникационном пространстве, преодолевающем экономическое тяготение. 

Иными словами, университетские умники, сами по себе вполне обеспеченные граждане западных государств, были убеждены, что деньги и технологии (материальное благополучие) не являются достаточным условием для того, чтобы Запад как идея одержал глобальную победу. Это жителю Беларуси, Украины или Молдовы жить “как в Европе” — значит небедно и удобно, а для европейского (шире — западного) идеолога “как в Европе” — это чтобы политически Европы (Запада) было в мире как можно больше. 

СПРАВКА 

Игорь Драко. Родился в Фергане (Узбекистан), в школу ходил в Ивье (Гродненская область), окончил Санкт-Петербургский университет (Россия). Гражданин Республики Беларусь, которому почему-то не дают эфир на БТ. Любит читать, слушать, смотреть, писать и говорить, но не верит, что в споре рождается истина, поэтому предпочитает беседу.

Россия своей “выходкой” с Крымом сделала так, что Европы (Запада) в мире стало меньше. После появления ДНР и ЛНР — еще меньше. Давайте не будем здесь разбирать, умно Россия поступила или глупо, присоединив Крым и поддержав сепаратистов на Донбассе. Сейчас важно, не что и как Россия сделала. Важно, какой была реакция Запада на ее поведение. А была она единственно возможной: Россия должна понести наказание. Но за что? За агрессию против Украины? На словах — да. В действительности — за публичное умаление политической роли Запада. 

Такое не прощается. Понятно, что поступить с Россией, как с Югославией или Ираком, Запад не может. Расчет делается на экономический упадок России. 

Западные политики полагали, что “коллективный Путин” отступит (“сольет” Новороссию, а потом, чем черт не шутит, и Крым вернет Украине) под первыми ударами санкций. Однако девальвация, инфляция, рецессия и т.п. не “отрезвили” россиян. “Крым наш” по-прежнему, а рейтинг президента 85%. 

Если бы политики внимательнее слушали интеллектуалов-идеологов, они бы знали, что не всегда обнаруживается прямая зависимость между экономическим благополучием и политическим выбором. Теперь, по-видимому, и сами сообразили: так быстро русский народ не переубедишь. Смирились и перешли в режим бессрочной санкционной борьбы против “агрессора”. 

Добьют ли Россию санкции? Не берусь предсказывать. Но на месте западных политиков, а уж тем более идеологов, я бы непременно имел “добивание” конечной целью. Проиграть, т.е. не добить Россию, в этой борьбе Запад не может, в противном случае ему придется забыть о планах политической гегемонии. 

Слово “добить” звучит зловеще, но сами действия Запада, скорее всего, не будут выглядеть слишком жесткими. Россиянам будет предложена освобождение от “режима” (Путина, Шойгу, Володина, Иванова… назовите любую другую фамилию) в обмен на постепенное возвращение ко всем “благам цивилизации”. Что-то вроде внешнего управления с выплатой контрибуций (одной ТНК — никелевый рудник, другой — нефтяную скважину и т.д.). Но президента и парламент по-прежнему можно будет выбирать, все как на Западе, только такого президента и такой парламент, чтобы Запада из-за России уже никогда не стало меньше. 

И что при таком раскладе перепадет Беларуси? Украине, как стране, пострадавшей от “агрессора”, чего-то там перераспределят (газа дешевого, например), а нам-то чего? Предложат взять “исконно белорусские” земли: Смоленск и Брянск, два дотационных региона? Премного благодарны. 

Мне непонятно, отчего политизированные белорусы, противники “имперской Рашки”, с истеричной радостью говорят о скором ее развале — неужели они думают, что за предательство Москвы западные “усмирители агрессора” дадут нам доступ к общему советскому наследству: газу, нефти и прочим полезным ископаемым? 

Лукашенко переизбрать дадут, доступа к месторождениям — нет. Потому что другим, раньше к Западу прильнувшим, помощь нужна будет: той же Украине, Молдове, Болгарии, Румынии, а еще самим западным — Греции, Португалии, Испании. А как не вознаградить настоящих, а не стыдливых, как белорусы, русофобов: Литву, Латвию, Польшу. Последняя, при ослаблении России, вообще в нашем регионе “паханом” будет (с учетом ее большой дружбы с США). 

Господа белорусские националисты и государственники, вы отдаете себе отчет в том, что при победе (такой, как мы ее описали выше) Запада над Россией Беларусь окончательно выродится в дохленькое псевдополитическое образование? Да, дохленькое и псевдополитеское. С запада, юга и востока ее будут окружать большие европейские державы, а геополитический раздел, который сейчас приносит нам как политические, так и экономические дивиденды, перестанет существовать. 

И вот еще какая штука… Есть опасность предать Россию несвоевременно. Поздно не так страшно, можно будет скорчить жалостливую физиономию и проскулить: “Уважаемые западные освободители, вы же знаете, как мы сильно зависели от России…” А вот раньше опасно, вдруг Россия выстоит или того хуже: «убедит» Европу в перспективности сотрудничества на просторах от Лиссабона до Владивостока. Тогда как быть? 

Уже никак. При таком ходе событий Россия, полагаю, предложит Беларуси испытать, сколько на самом деле стоит суверенитет: из всяких договоренностей (Союзное государство, ЕАЭС и т.д.) выйдет не Беларусь (чем она любит угрожать сегодня), а Россия. Будь я российским идеологом или политиком, я бы говорил о такой Беларуси примерно так:“Лучше вообще не иметь союзника, чем иметь такого. Мое предложение следующее: перевести отношения с Беларусь в общий формат наших отношений со всеми европейскими странами”. 

Интересные времена нас ждут…


Фота Аб’яднаны Пераходны Кабінет Беларусі
Фото использовано в качестве иллюстрации
Бывший украинский министр Дмитрий Кулеба на канале «Комик плюс историк». Скриншот видео
Фото: Martin Brosy, unsplash.com
Фото ua.depositphotos.com
Палатка на кухне, иллюстрация media-polesye.com
Александр Лукашенко. 24 мая 2024 года, Минск. Фото: Reuters
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: artzakaz.pro