Однако власти не считают нужным трезво оценить свои активы, завышая цены и выставляя неприемлемые условия для инвесторов.
Серьезной стратегии выхода из кризиса у властей нет
– В действительности сейчас политика властей направлена скорее на реприватизацию, а не приватизацию, – рассказывает экономист Сергей Чалый. – Система выстроена так, что позволяет любое предприятие, которое когда-либо имело государственную долю, легко и вполне законным способом возвратить государству.
Кризис, с которым Беларусь сейчас столкнулась, в определенной степени уникален. И в отличие от предыдущих кризисов, серьезной стратегии выхода из него у властей нет. Зато есть желание переждать его, что вряд ли получится.
Считаю, что тот путь, который выбран властью, на самом деле является имитацией смерти: ничего делать не будем, подождем, кризис внешний, надо его просто переждать.
Зарплаты становятся пособиями по безработице
– В Беларуси длительное время (фактически, до прошлого года) экономический рост достигался в сфере государственных предприятий путем их директивного кредитования в рамках госпрограмм. Хотя это и создавало макроэкономические проблемы.
Параллельно существовал, чаще всего не имея государственной поддержки, частный сектор. Он развивался не благодаря, а скорее вопреки действиям властей.
Сейчас ситуация изменилась: ни те, ни другие не могут обеспечить экономический рост. Одним из главных препятствий для роста на частных предприятиях, наравне с отсутствием нормального доступа к кредитным ресурсам и их дороговизной, является нехватка квалифицированных кадров.
При этом на государственных предприятиях избыточная занятость в отдельных отраслях доходит до 30%, по промышленности – около 10% в среднем. Таким образом у нас оказывается социальная поддержка: по сути, растет скрытая безработица, а получаемая зарплата для многих стала, фактически, пособием по этой безработице.
Сейчас потенциал экономического роста оценивается буквально в единицы процентов. Это означает, что возвращение зарплат в диапазон ниже 400 долларов растянуто на годы вперед, если ничего не пытаться стимулировать искусственно. Это говорит о том, что разрыв по доходам, по степени благосостояния населения не будет закрыт в обозримой перспективе.
Власти движутся в противоположном направлении
– Сейчас актуально говорить о том, что надо делать с крупными государственными предприятиями. От этого зависит, способна ли будет экономика расти после кризиса. Нынешняя антикризисная политика – фактически закрепление деградации.
Первая реакция властей на кризис какая? Создан список из 106 крупных предприятий. Это фактически все, что их интересует. Все остальное, главным образом частные предприятия, находятся вне сферы интересов властей, они пусть выживают как угодно. Именно там будет основная безработица.